Характеристика царства животных, признаки животных, среда обитания

Кондиционеры в Самаре

Обеспечение заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей природной среде, а также предупреждение и прогнозирование её состояния.

Эти цели осуществляются специально уполномоченными государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды при участии министерств и ведомств, через систему наблюдения ­ Единую государственную систему экологического мониторинга (ЕГСЭМ), порядок функционирования которой определяется соответствующим Положением, утвержденным Правительством России.

Определение понятий «среда обитания» и «мониторинг».

­Среда обитания ­ это совокупность факторов и элементов, воздействующих на организм (Федорова, 2001 и др.). Среди них выделяется экологический фактор ­ это элемент среды, оказывающий прямое влияние на живой организм, хотя бы на одной из стадий индивидуальноrо развития. Все экологические факторы условно делятся на биотические, абиотические и антропогенные.

Биотические факторы ­— это все возможные влияния, которые испытывает живой организм со стороны окружающих eгo живых существ.

Абиотические факторы ­- это все влияющие на орrанизм элементы неживой природы (температура, свет, влажность, состав

воздуха, воды, почвы и т.д.).

Антропогенные факторы -­это факторы, связанные с воздействием человека на природную среду. Появляется необходимость в едином интегральном критерии качества среды, по которому можно было бы определить ее пригодность для обитания человека. Согласно уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), с 1968 года таким критерием служит состояние здоровья населения. Многие важнейшие виды деятельности человека, связанные с социально-­экономическим развитием большинства населения, приводят к загрязнению воздушного бассейна среды обитания. В настоящих условиях сохранение биологической и психофизиологической жизнеспособности населения возможно только через восстановление (рационального) взаимодействия общества и природы в антропоэкологических системах (Федорова, 2001). Первичной ареной развития живого вещества на Земле была протобиосфера, охватывающая поверхностные слои rидросферы и часть литосферы.

В ходе эволюции поверхность Земли приобрела главные черты cвoeгo современного биогеохимическоrо облика, древняя протобиосфера постепенно сменилась современной биосферой. Все эти рассуждения подводят нас к вопросам о наблюдениях за средами обитания, за энергетическим балансом, развитием техносферы и ее влиянием на ОС и, следовательно, к такому понятию как мониторинг. Согласно государственному стандарту, понятие «мониторинг» определяется как система мероприятий наблюдения и контроля, проводимых регулярно по определенной программе для оценки состояния окружающей среды, анализа происходящих в ней процессов и своевременного выявления тенденций ее изменения» (ГOCT р 22.1.02 -­ 95).

Объект мониторинга­ природный, техногенный или природно­техногенный объект, в пределах которoгo осуществляются регулярные наблюдения за почвой, водой, биотой, атмосферным воздухом с целью контроля их состояния, выполняемых для своевременного выявления и прогнозирования изменений в них и оценки.

12Следующая ⇒

Дата добавления: 2017-03-12; просмотров: 141 | Нарушение авторских прав

Разнообразие сред обитания

Есть также некоторые явления, на которые организмы не в силе влиять. Тогда это называют абиотической средой или же просто неживой. Это, конечно же, может быть вода, сам климат, например. Бывает, фонд радиации (хотя порой с этим тоже можно поспорить).

Если есть абиотическая среда, значит, есть и биотическая или просто живая. Это непосредственное влияние разных организмов на окружение, это то, что создало это природное окружение.

Таким образом, на Земле может существовать много сред обитания, это приводит к большому разнообразию самих живых организмов. Но главным образом выделяют основные четыре среды, о которых все люди давно знают, одной они являются сами.

  1. Вода или водная среда, самое простое, что может быть.
  2. Воздушное пространство или же наземно-воздушное. И мы живем в таком пространстве, а вместе с нами тысячи и больше других организмов.
  3. Сама земля или почва. Корни каждого (почти каждого) растения прорастают из земли. Это также разные насекомые, которые проживают под землей, и о кротах нельзя забыть, а также остальные организмы.
  4. Человеческий организм, на самом деле не только, ведь есть еще и животные, растения.

Вода, воздушное пространство и почва — это абиотическая среда. Правильно, человечество зачастую не может влиять на эти составные. И последний вид среды — биотический. Человек уже создал среду обитания для своих паразитов. Он непосредственно влияет.

Некоторые организмы живут только в одной среде, другие — нет. Например, люди обитают в наземно-воздушном окружении, рыбы, в основном, — это водная среда. Есть организмы, что рождаются в одной среде, а живут совсем в другой. Например, комары и тритоны. Есть организмы, которые могут обитать в двух средах. Есть и такие, что нуждаются в другой среде, чтобы размножаться. И многие другие.

Биология5 класс

§ 4. Среды обитания организмов

  1. Что такое биосфера?
  2. Какие среды обитания организмов вам известны?

Среды обитания организмов. Средой называют всё то, что окружает живое существо в природе. На Земле существуют четыре основные среды обитания, освоенные и заселённые организмами. Это наземно-воздушная среда, водная, почвенная, и, наконец, одни живые организмы могут являться средой обитания для других (рис. 10). Каждая из этих сред имеет свои специфические условия жизни. Каждый живой организм приспосабливается к среде обитания и к специфическим условиям жизни, в которых ему приходится существовать.

Этим объясняется большое многообразие живых организмов на нашей планете.

Наземно-воздушная среда более сложна и разнообразна по сравнению с другими средами (см. рис. 10).

Рис. 10. Среды обитания организмов

Наибольшее значение для живущих в ней организмов имеют свойства и состав воздушных масс. Плотность воздуха гораздо ниже плотности воды, поэтому у наземных организмов сильно развиты опорные ткани — внутренний и наружный скелет.

Температура воздуха может меняться очень быстро и на больших пространствах, поэтому живущие на суше организмы имеют многочисленные приспособления, позволяющие выдерживать резкие перепады температуры.

Важное значение для наземных организмов имеет химический состав воздуха. Поэтому загрязнение воздуха оказывает негативное воздействие на организмы

У наземных организмов, живущих в условиях различной влажности, также выработались специальные приспособления.

Вода служит средой обитания для многих организмов (рис. 11). Из воды они получают всё, что необходимо им для жизни. Водные организмы очень разнообразны, но все их особенности строения и приспособления определяются физическими и химическими свойствами воды.

Рис. 11. Обитатели водной среды

Вода обладает выталкивающей силой, её плотность больше, чем у воздуха. Это свойство позволяет многим организмам парить в толще воды. К ним относятся как множество мелких растений и животных, так и достаточно крупные организмы, например медузы. У активных пловцов (рыбы, дельфины, киты и др.), как правило, обтекаемая форма тела, а конечности в виде плавников или ласт. Многие водные организмы ведут малоподвижный или даже прикреплённый образ жизни, например коралловые полипы.

Вода способна накапливать и удерживать тепло, в связи с этим в воде не бывает таких резких колебаний температуры, как на суше.

Животные заселили всю толщу воды, вплоть до самых глубоких океанских впадин. Растения живут только в верхних слоях воды, куда проникает солнечный свет.

Большое значение для водных организмов имеет солевой состав воды.

Почва — верхний рыхлый плодородный слой суши (рис. 12). Она состоит из неорганических веществ — минеральных веществ, воды и воздуха, а также содержит много органического вещества — остатки растений и животных, продукты их разложения (перегной). В почве обитают бактерии, грибы, черви, насекомые и их личинки и даже такие крупные животные, как кроты и землеройки (см. рис. 12).

Рис. 12. Обитатели почвы:
1 — простейшие; 2 — дождевые черви; 3 — проволочники; 4 — мелкие членистоногие (клещи, коллемболы, лжескорпионы); 5 — грибы; 6 — нематоды; 7 — личинки насекомых

Огромную роль играет почва в жизни растений. Почва обладает особым свойством — плодородием, способностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности. Чем больше в почве минеральных веществ и перегноя, тем она плодороднее. От плодородия почвы зависит урожай возделываемых культур.

Почва постепенно истощается из-за того, что каждый урожай уносит из почвы какое-то количество минеральных веществ. Чтобы восполнить их содержание, в почву вносят органические и минеральные удобрения.

Тела живых организмов могут служить средой обитания для других организмов (рис. 13). Условия жизни внутри другого организма характеризуются большим постоянством по сравнению с жизнью в других средах. Поэтому организмы, находящие себе место в теле растений или животных, часто полностью утрачивают органы и даже системы органов, необходимые свободноживущим видам. Об этих взаимоотношениях организмов вы узнаете, далее изучая биологию.

Рис. 13. Организм как среда обитания

Вопросы

  1. Какие среды обитания живых организмов вы знаете?
  2. Какие свойства характерны для водной среды обитания?
  3. Почему считают, что наземно-воздушная среда более сложная и разнообразная, чем водная?
  4. Что такое почва?
  5. Какова роль почвы в жизни растений?
  6. В чём состоят основные особенности организмов, использующих тела других организмов как среду обитания?
  7. Какие вы знаете организмы, живущие внутри других организмов? Ощущали ли вы влияние таких обитателей на себе?

Как в нее играть

Сначала распечатайте листы и заламинируйте или обклейте скотчем, разрежьте на карточки животных, а теперь можно и поиграть.

Возьмите картинку, например, с темой «Джунгли», приготовьте заранее животных, обитающих там и расскажите малышу немножко все что Вы знаете про джунгли, например, что там всегда тепло, никогда нет зимы, часто идут дожди, много-много деревьев и растений, которые образуют непроходимые джунгли. Там живет множество экзотических птиц и животных. Некоторых из них малыш уже наверное знает, таких как слон, — покажите ребенку карточку со слоном, перечисляйте всех животных, рассказывайте понемножку о каждом и раскладывайте их по полю.

Пустыня

В следующий раз можете познакомить с животными пустыни и рассказать про нее, например, вот что я рассказываю дочке: в пустыне не бывает дождей, это самое сухое место на нашей Планете, поэтому там очень сложно найти воду, там живут только те животные, которые привыкли по долгу обходится без нее, например, верблюд выпивает за раз четыре ведра с водой, а потом целую неделю может не пить вообще, а суслик, обитающий в пустыне может не есть и не пить девять месяцев. В пустыне много необыкновенных животных, например, тушканчик, ножки у него как у кенгуру, ушки как у зайчика, а хвостик как у львенка с кисточкой, в пустыне нет травки, везде песочек.

Про Север

Есть на нашей Планете Земля и месте, где всегда холодно и всегда лежит снег — это Арктика и Антарктика. Там могут выжить только такие животные, которые не боятся морозов. У них очень теплая шубка, которая выдержит любую погоду. Много удивительных животных живут в этом месте, например, давай посмотрим на пингвина — пингвин это птичка, которая не умеет летать, но зато очень хорошо плавает. У многих северных животных белый мех, чтобы можно было легко прятаться, вот например, посмотри на белого мишку.

Животные водной среды обитания

В море живут рыбы, а помимо них еще множество удивительных существ, например, морские звезды, они медленно ползают по дну океана, кроме того, медузы, крабы рачки и т.д. Самые большие обитатели океана — это киты, акулы и дельфины. А знаешь ли ты, малыш, что кит больше слона. и кит не раба, а млекопитающее.

Придумывайте и рассказывайте сами все что Вы знаете о конкретных животных, показывайте малышу при этом карточки.

Когда малыш, хорошо запомнит животных, Вы можете поиграть с ним в сортировку животных по среде обитания, пусть малыш отсортирует живут, обитающих на Севере и в джунглях например и т.д.

Карточки и поля можно скачать здесь.

Развивающая игра для детей.

Приспособление животных к среде обитания — видео-ролик для школьников

https://youtube.com/watch?v=ZdwEKenGIWk

( Пока оценок нет )

Температурный режим водной среды

В воде температура изменяется в меньшей степени, чем на суше, из-за высокой удельной теплоемкости и теплопроводности воды. Повышение температуры воздуха на 10 °C вызывает повышение температуры воды на 1 °C. С глубиной температура постепенно снижается. На больших глубинах температурный режим относительно постоянен (не выше +4 °C). В верхних слоях наблюдаются суточные и сезонные колебания (от 0 до +36 °C). Поскольку в водной среде температура изменяется в узком диапазоне, то для большинства гидробионтов требуется стабильная температура. Для них губительны даже небольшие отклонения температуры, вызванные, например, сбросом предприятиями теплых сточных вод. Гидробионты, способные существовать при больших колебаниях температуры, встречаются только в мелких водоемах. Из-за небольшого объема воды в этих водоемах наблюдаются значительные суточные и сезонные перепады температуры.

Презентация на тему Три среды обитания Водная среда обитания. Задачи урока Повторить условия жизни различных сред обитания организмов. Выяснить особенности приспособленности. Транскрипт

1

Три среды обитания Водная среда обитания

2

Задачи урока: Повторить условия жизни различных сред обитания организмов. Выяснить особенности приспособленности организмов к водной среде обитания. План урока: 1.Проверка домашнего задания (тест) 2.Изучение нового материала 3.Групповая работа

3

Проверка домашнего задания 1.Какие особенности характерны для наземно-воздушной среды: а) избыток кислорода б) недостаток кислорода в) избыток воды г) недостаток воды д) избыток света е) недостаток света http://aida.ucoz.ru

4

Проверка домашнего задания 2.Какие особенности характерны водной среде: а) избыток кислорода б) недостаток кислорода в) избыток воды г) недостаток воды д) избыток света е) недостаток света http://aida.ucoz.ru

5

Проверка домашнего задания 3.Какие особенности характерны для почвенной среды: а) избыток кислорода б) недостаток кислорода в) резкие изменения температуры г) постепенные изменения температуры д) избыток света е) недостаток света http://aida.ucoz.ru

6

Проверка домашнего задания 1. а, г 2. б,в,е 3. б,е http://aida.ucoz.ru

7

Водная среда обитания — гидросфера Вода покрывает 71% площади земного шара и составляет1/800 часть объема суши или 1370 м3. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах – 94-98%, в полярных льдах содержится около 1,2% воды и совсем малая доля – менее 0,5%, в пресных водах рек, озер и болот. Соотношения эти постоянны, хотя в природе, не переставая, идет круговорот воды. В водной среде обитает около видов животных и растений, что составляет соответственно всего 7 и 8 % от общего числа видов Земли. На основании этого был сделан вывод о том, что на суше эволюция шла намного интенсивнее, чем в воде.

8

Приспособленность организмов к жизни в водной среде Подготовьте сообщение прочитав энциклопедические статьи и ответив на вопросы: 1.О чём (о ком) прочитали статью? 2.Каким образом герой статьи приспосабливается к жизни в водной среде?

9

Водная среда Рыбы и раки дышат жабрами. Это специальные органы, которые извлекают из воды растворенный в ней кислород. Лягушка, находясь под водой, дышит кожей. А вот освоившие водную среду звери дышат легкими, поднимаясь к поверхности воды для вдоха. Подобным образом ведут себя и водные жуки. Только у них, как и у других насекомых, не легкие, а особые дыхательные трубочки – трахеи.

10

Приспособления организмов к жизни в водной среде. Обтекаемая форма тела встречается у различных групп организмов, обитающих в воде – для снижения лобового сопротивления, что приводит к снижению энергозатрат на плавание.

11

У моржей и тюленей – ласты. У моржей и тюленей – ласты.

12

У бобров, выдр, водоплавающих птиц, лягушек – перепонки между пальцами.

13

Из всех медведей земного шара только белый медведь ведет полуводный образ жизни. Об этом свидетельствует его строение: узкое обтекаемой формы туловище, широкие лапы-«весла», узкая голова со спрямленным профилем, приподнятыми глазницами и высоко расположенными глазами, удлиненная подвижная шея. Все это характеризует его как хорошего пловца и ныряльщика. Мореплаватели, путешествуя по северным морям, неоднократно встречали белых медведей плавающими в открытом море за сотню миль от ближайшей суши или льдин. Под водой медведь держит глаза открытыми, а ноздри и ушные раковины сжимает.

14

плавники

15

ласты

16

Перепонки между пальцев

17

Приспособленность организмов к жизни в воде 1)Приспособления для плавания. 2)Обтекаемая форма тела обитателей водной среды. 3)Наличие слизи на теле у некоторых водных животных для снижения силы трения. 4)Толстый слой подкожного жира.

18

Аист гнездится на дереве Животные двух сред обитанияе в двух средах обитания Аист охотится у воды

19

Крокодил ходит по суше и плавает в воде Животные двух сред обитания Утки плавают в воде, ходят по суше, летают по воздуху

20

Норка в почве Мышевидные грызуны в двух средах обитания Питание на поверхности почвы

21

Головастики жабы развиваются в воде Начало жизни в одной среде, взрослая жизнь – в другой Взрослая жаба живёт вдали от водоёма

22

Жук-плавунец в воде Жук умеет плавать, ползать, летать Жук-плавунец на берегу

23

Личинка жука-плавунца живёт в воде, а куколка – в почве.

24

Задачи урока: Повторить условия жизни различных сред обитания организмов. Выяснить особенности приспособленности организмов к водной среде обитания.

Влияние среды обитания

Влияние среды обитания можно расценивать с двух сторон. Благодаря окружающей нас материи люди получают такие важные вещи в нашей жизни как еда, вода, одежда (которая создана из природных материалов) и многие другие человеческие составные. Но среда также ставит для человека и других организмов ограничения. Верблюд никогда (на данное время) не будет жить на Северном полюсе. Продавец капусты сейчас не может продавать овощи в открытом космосе. С другой стороны это помогает эволюции. Приспособление к определенной территории/местности. Происходят определенные изменения, тот самый верблюд с помощью своей шеи может дотянуться до желаемых листьев на высоких деревьях.

Урок по биологии Организменная среда обитания 5-6 классы

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 № слайда 2 Описание слайда:

Давайте повторим!

№ слайда 3 № слайда 4 № слайда 5 Описание слайда:

Наземно-воздушная Обилие воздуха Много света Большие колебания температуры Большие колебания влажности

№ слайда 6 Описание слайда:

Водная среда Мало света Мало кислорода Перепады температуры Наличие минеральных солей

№ слайда 7 Описание слайда:

Почвенная Нет света Мало кислорода Небольшие перепады температуры и влажности в течении суток

№ слайда 8 Описание слайда:

Какую среду обитания занимают блохи, вши, глисты? вши глисты блохи

№ слайда 9 Описание слайда:

Тема урока: Организменная среда обитания

№ слайда 10 Описание слайда:

№ слайда 11 Описание слайда:

Особенности организменной среды обитания

№ слайда 12 Описание слайда:

Характеристика организменной среды обитания 1. Относительно постоянные условия для существования: температура, влажность, содержание минеральных и органических веществ. 2. Обилие пищи. 3. Защита от внешних врагов. 4. Защищённость от неблагоприятных внешних факторов. 5. Активное сопротивление организма хозяина.

№ слайда 13 Описание слайда:

Обитатели Организмы-паразиты Симбионты Кто? Кто?

№ слайда 14 Описание слайда:

Организмы-паразиты внешние паразиты внутренние паразиты животные

№ слайда 15 № слайда 16 Описание слайда:

Паразитические круглые черви Аскарида Острицы

№ слайда 17 Описание слайда:

Приспособления к паразитическому образу жизни: – Появляются органы прикрепления к телу хозяина: присоски, крючки – Изменяется и упрощается форма тела Высокая плодовитость Отсутствуют органы передвижения и органы чувств

№ слайда 18 Описание слайда:

Паразитические ленточные черви

№ слайда 19 Описание слайда:

Паразитические ленточные черви

№ слайда 20 Описание слайда:

Как уберечь себя от паразитов?

№ слайда 21 Описание слайда:

Правила, которые нужно соблюдать! Мыть руки с мылом всегда перед едой, после посещения туалета, после прихода домой с улицы, после общения с домашними животными.

№ слайда 22 Описание слайда:

№ слайда 23 Описание слайда:

Организмы-паразиты растения животные повилика заразиха раффлезия

№ слайда 24 Описание слайда:

Приспособления к паразитическому образу жизни: Присоски Образуют огромное количество семян

№ слайда 25 Описание слайда:

Повилика Обвивается вокруг растений, отсасывает воду с растворенными в ней питательными веществами, тем самым ослабляет его, задерживает рост и развитие у растений-хозяев.

№ слайда 26 Описание слайда:

Снижается не только урожай, ухудшается качество продукции. Скошенные на сено травы, зараженные повиликой, плохо сохнут, плесневеют, теряют питательность, могут вызвать заболевания животных, а иногда и их гибель. Повилика

№ слайда 27 Описание слайда:

№ слайда 28 Описание слайда:

Она живёт внутри корней и питается за счет организма-хозяина (корня лианы). Аромат цветка напоминает смесь запахов тухлых яиц и тухлой рыбы, что привлекает навозных мух, которые ее опыляют. Раффлезия – растение паразит

№ слайда 29 Описание слайда:

Раффлезия Это удивительное растение (растет в Малайзии, в джунглях). У него нет ни листьев, ни стебля, а один только цветок. Да еще какой цветок! Вес этого цветочка достигает 6-7 килограммов, диаметр до 1 метра.

№ слайда 30 Описание слайда:

Организмы-паразиты растения внешние паразиты внутренние паразиты животные вши блохи клещи клопы чесоточный зудень паразитические черви (острицы, аскариды…) повилика заразиха раффлезия внешние паразиты

№ слайда 31 Описание:

Поэтому организмы, использующие другие виды организмов в качестве среды обитания, попадают в относительно постоянные условия температуры, влажности, содержания минеральных и органических веществ.

Таким образом, цель урока: обобщить и углубить знания о средах обитания живых организмов; сформировать представление об организменной среде обитания, её условиях.

Солевой режим водной среды

Соленость воды играет важную роль в жизни гидробионтов. Природные воды по содержанию солей разделяют на группы, представленные в таблице:

Соленость природных вод
Тип природных вод Содержание солей, г/л
Пресные воды менее 0, 5
Солоноватые воды 0,5-16
Соленые воды более 16

В Мировом океане соленость составляет в среднем 35 г/л. Самое высокое содержание солей в соленых озерах (до 370 г/л). Типичные обитатели пресных и соленых вод являются стенобионтами. Они не переносят колебаний солености воды. Эврибионтов сравнительно немного (лещ, судак, щука, угорь, колюшка, лосось и др.). Они могут жить как в пресной, так и в соленой воде.

Что значит понятие среда обитания

А вот обыкновенные грипп, корь, свинка, краснуха являются причиной повышенной смертности, поскольку у аборигенов нет против них врожденной сопротивляемости. Туземцы уединенного острова Пасхи страдают от вспышек гриппа, возникающего регулярно через 1-2 месяца после посещения острова чилийским инспекционным судном.

Среди растений и грибов также известно много паразитических видов. Одни растения-паразиты содержат хлорофилл и могут вырабатывать органические вещества, т.е. являются, собственно говоря, полупаразитами. Это паразитирующая на березах, осинах, ивах, дубах, соснах омела, которую часто можно встретить в белорусских лесах. Фотосинтез она осуществляет сама, а воду и минеральные соли добывает из ветвей растений, на которых живет, пуская вглубь древесных тканей особые присоски. К полупаразитам относится также луговое растение погремок. Под землей его корни паразитируют на корнях других растений. Иногда он настолько спешит, что присасывается к корням своих собратьев — таких же погремков. Но обычно погремок паразитирует на корнях других растений. Чаще всего это злаки, но могут быть и другие зеленые растения.

Из типичных растительных паразитов можно указать растения, обитающие в наших лесах: петров крест, подъельник обыкновенный, гнездовка настоящая и другие виды растений.

Много внутриклеточных паразитов среди низших грибов — это различные виды ржавчинных, головневых, мучнисторосяных грибов.

В ходе эволюции между паразитами и их хозяевами выработались специфические взаимоотношения. Прежде всего, агрессивная изощренность паразитов постоянно наталкивалась на оборонительную изобретательность хозяев. Это заставляло последних постоянно прибегать к поиску новых разнообразных стратегий самообороны, в противном случае, им грозило вымирание. По мнению биологов, соревнование за виживание между паразитами и их хозяевами имеет глубокий биологический смысл, поскольку в противостоянии паразитам у животных и растений возникали все новые генные вариации, что в конечном счете со временем приводило к возникновению новых видов.

Живые организмы зачастую энергично реагируют и успешно противостоят воздействию со стороны паразитов. Такое сопротивление паразитам получило название активного иммунитета. Например, в крови хозяина вырабатываются специфические белковые вещества, антитела, подавляющие действие паразитов. Зачастую организм хозяина реагирует на проникновение паразита разрастанием окружающих его тканей. Образуются своеобразные капсулы, изолирующие паразита. Такие образования у животных получили название зооцецидии, а у растений – галлы.

В свою очередь, паразиты часто демонстрируют удивительную изобретательность, чтобы преодолеть биохимические барьеры организма-хозяина и создать благоприятные условия для проживания своего потомства в теле жертвы. Например, личинки ланцетовидной печеночной двуустки – плоского червя из класса трематод — активно размножаются в печени овцы или другого травоядного животного. Для продолжения рода они всего лишь должны каким-то образом попасть в организм хозяина. Используют они для этого таких переносчиков, как трудолюбивые муравьи. Проникая в тело муравья, они внедряются в его нервную систему и, манипулируя ею, заставляют насекомое вскарабкиваться на стебли травы и намертво вгрызаться в них. Казалось бы, для муравьев это совершенно бессмысленное занятие. Но не для двуусток. У них появляется шанс попасть в организм овцы вместе с поедаемыми ею растениями.

Зачастую средой обитания растений служат другие растения. Такое явление, при котором одни растения используют другие (в основном стволы и ветви) в качестве среды обитания, но не паразитируют на них, называется эпифитизм, а поселяющиеся организмы – эпифиты (от греч. эпи — на, над, сверх и фитон — растение). В качестве примеров эпифитных растений можно привести мхи и лишайники, которые порой покрывают сплошной живой бахромой ветви наших лесных деревьев. В жарких странах к эпифитам относятся многочисленные орхидеи, разноцветными пятнами выделяющиеся на фоне зеленой листвы тропических деревьев, а также разнообразные папоротники, избравшие своим местообитанием ветви древесных пород.

В данном случае растения-эпифиты получают питательные вещества из окружающей среды, а не из тела растения-хозяины, как паразиты. У эпифитов выработались приспособления для улавливания воды и минеральных солей из воздуха

Предыдущая12345678910111213141516Следующая



Среда обитания человека

Свойства почвы, атмосферы, озер и океанов, а также разнообразных осадков, превратившихся в породу под действием геологических факторов, частично обусловлены жизнедеятельностью человека и животных.

Благоприятные или неблагоприятные природные факторы (климат, пища, враги, конкуренты) образуют среду, к которой должна приспособиться не только единичная особь в ее борьбе за жизнь, но и вид в целом. Приспособленность вида к какой-либо постоянной среде является предпосылкой его длительного стабильного существования.

Приспособление организма к среде обитания носит название адаптации. С позиции экологии можно считать, что многообразие организмов, их изменчивость и сохранение в природе, их становление и существование являются результатом воздействия окружающей среды и адаптации. В природе адаптации организмов всегда развиваются под воздействием трех основных факторов: изменчивости, наследственности и естественного отбора. Совокупность адаптаций придает строению и жизнедеятельности организмов черты целесообразности. Приспособленность вида к какой-либо постоянной среде является предпосылкой его длительного стабильного существования.

Способность к адаптациям – одно из основных свойств жизни на нашей планете. Адаптации обеспечивают возможность существования организмов, возможность их выживания и размножения.

Жизнь полностью зависит от физической среды: во-первых, организмы получают пищу из этой среды, во-вторых, распространение растений и животных ограничивается их выносливостью к физическим условиям.

Жаркий и сухой климат пустыни препятствует жизни в ней большинства организмов, точно так же как из-за жесткого холода в полярных областях обитать в них могут лишь очень немногие, наиболее выносливые виды.

Жизнедеятельность организмов в свою очередь оказывает влияние на физическую среду, и нередко это влияние очень существенно. Кислород, который мы, не задумываясь, потребляем при каждом вдохе, выделяется главным образом зелеными растениями в процессе фотосинтеза. До того, как в первичном океане появились зеленые растения, атмосфера Земли состояла в основном из метана, аммиака, водяных паров и водорода. Первые водные растения, используя солнечный свет в качестве источника энергии, начали выделять кислород, часть которого освобождалась из океана и накапливалась в атмосфере.

Не менее важное значение оказывают растения на свойства почвы. Их корни проникают в трещинки, даже самые маленькие, и способствуют измельчению породы

Бактерии и грибы ускоряют выветривание горной породы. Гниющие растительные остатки выделяют кислоты, которые также вызывают химическое выветривание. Животные участвуют в процессе почвообразования, прорывая в земле норы и ходы, вытаптывая ее, а также внося в нее свои экскременты.

Взаимозависимость физического и биологического миров лежит в основе концепции экосистемы. В экосистему входит не только комплекс организмов, но и вся общность физических факторов, образующих то, что мы называем средой обитания — факторы местообитания в самом широком смысле слова. Хотя главным интересующим нас объектом обычно являются организмы, однако, пытаясь проникнуть в самую сущность вещей, мы не можем отделить организмы от их особой среды, в сочетании с которой они образуют некую физическую систему.

В условиях нашей планеты существует четыре среды обитания для живых организмов: водная среда, наземно-воздушная, почвенная и сами живые организмы, заселенные паразитами, полупаразитами и симбионтами (организмы, существующие совместно и извлекающие пользу от сожительства, например, водоросли или цианобактерии, образующие вместе с грибами единый организм — лишайник). Первые три разновидности среды обитания составляют абиотическую среду, живые организмы – биотическую среду.

Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 181;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector