Наземно-воздушная среда обитания

Глава 1. Наземно-воздушная среда

Наиболее
сложной по экологическим условиям
является наземно-воздушная среда. Здесь,
на границе двух земных оболочек, обитает
подавляющее большинство растений и
животных. Специфику их местообитаний
определяет рельеф местности, характер
грунта и атмосферные явления.

Основными
особенностями наземно-воздушной среды
является большая амплитуда изменения
экологических факторов, неоднородность
среды, действие сил земного тяготения,
низкая плотность воздуха. Комплекс
физико-географических и климатических
факторов, свойственных определенной
природной зоне, приводит к эволюционному
становлению морфофизиологических
адаптации организмов к жизни в этих
условиях, многообразию форм жизни.

В
зависимости от условий увлажнения и
плодородия почвы растительные сообщества
занимают оптимальные местообитания,
соответствующие преобладающему
древостою. Характер грунта влияет на
специфику передвижения животных:
каменистый — предъявляет особые требования
к конструкции тела животных. Копытные,
страусы, дрофы, живущие на открытых
пространствах, приспособили свои
конечности к твердому грунту для усиления
отталкивания при быстром беге. У животных,
обитающих на рыхлых сыпучих песках,
пальцы окаймлены бахромкой из роговых
чешуи, как у некоторых ящериц. У живущего
в пустыне Намиб песчаного геккона лапки
напоминают плавательные перепонки
водоплавающих птиц. Они выполняют
функцию своеобразных лыж, с помощью
которых он передвигается. В жаркое время
дня с их помощью геккон роет себе норы
для укрытия. Другие ящерицы, например
аптечный сцинк в Сахаре и пустынная
игуана в калифорнийских пустынях
прямо-таки «плавают», усиленно загребая
лапками и погружаясь в песок.

Условия
жизни в наземно-воздушной среде во
многом определяется погодными условиями.
Многолетний режим погоды характеризует
климат местности. Он определяется
географическими условиями района.

Для
большинства наземных организмов важен
не столько климат района, сколько условия
их непосредственного обитания. Часто
на жизнедеятельность организмов большую
роль оказывают местные элементы среды
(рельеф, экспозиция, растительность),
которые принципиально изменяют на
конкретном участке режим температуры,
влажности, света, движения воздуха и
т.п. Такая локальная модификация климата,
складывающаяся в приземном слое воздуха,
называется микроклимат. В каждой
климатической зоне микроклиматы очень
разнообразны, что отражается в
неравномерности развития природных
явлений. Так, весьма различается
микроклимат северной и южной экспозиции
холмов и гористых участков. Микроклимат
оголенных почв отличается от такового
в местах, запятых растительностью
(лесной или луговой). Особый микроклимат
возникает в норах, гнездах, дуплах,
пещерах и других сходных местообитаниях.

Жизнь
на суше во многом зависит также и от
состояния воздуха. Естественная смесь
газов, сложившаяся в ходе эволюции
Земли, — это и есть воздух, которым мы
дышим. Причем, следует отметить, что
воздух представляет собой смесь газов,
а не их соединение. Нужно сказать, что
атмосфера Земли совершенно уникальна.
Современный состав ее мало похож на
тот, который был у газопылевого облака,
из которого миллиарды лет назад
образовалась наша планета.

Воздух
как среда жизни обладает особенностями,
направляющими эволюционное развитие
обитателей этой среды. Так, высокое
содержание кислорода определяет
возможность формирования высокого
уровня энергетического метаболизма
(обмена веществ между организмом и
средой). Атмосферный воздух отличается
низкой и изменчивой влажностью, что
ограничило возможности освоения
воздушной среды, а у ее обитателей —
скорректировало эволюцию системы
водно-солевого обмена и структуру
органов дыхания в соответствии с новыми
условиями. Также следует отметить низкую
плотность воздуха в атмосфере как среде
жизни, благодаря чему жизнь сосредоточена
вблизи поверхности земли, проникая в
толщу атмосферы на высоту не более 50 —
70 м (кроны деревьев тропических лесов).

Основными
компонентами атмосферного воздуха
являются азот — (78,08 %), кислород — (20,9 %),
аргон — (около 1 %) и углекислый газ (0,03
%)

Кислород
появился на Земле примерно 2 млрд. лет
тому назад, когда происходило активное
формообразование поверхности при
активной вулканической деятельности.
В настоящее время доля кислорода
составляет 21 %; постепенное возрастание
этой доли происходило в течение последних
20 млн. лет. Главную роль в этом играло
развитие растительного мира суши и
океана.

Презентация на тему Среды обитания организмов. Среды жизни Наземно-воздушная Наземно-воздушная Водная Водная Почвенная Почвенная Организменная Организменная. Транскрипт

1

Среды обитания организмов

2

Среды жизни Наземно-воздушная Наземно-воздушная Водная Водная Почвенная Почвенная Организменная Организменная

3

Условия среды обитания: Достаточность солнечного света Достаточность солнечного света Колебания температуры Колебания температуры Количество кислорода Количество кислорода Количество влаги Количество влаги

4

Характеристика сред жизни Среда жизни Условия среды Организмы Наземно- воздушная Водная Почвенная Организменная

5

Наземно-воздушная среда Много света Много света Достаточно кислорода Достаточно кислорода Часто не хватает влаги Часто не хватает влаги Значительные изменения температур Значительные изменения температур Приспособления живых существ: Условия : Осенний листопад Осенний листопад Отлёт перелётных птиц в тёплые края Отлёт перелётных птиц в тёплые края Смена шерсти у зверей на более густую и тёплую Смена шерсти у зверей на более густую и тёплую

6

Наземно-воздушная среда Ящерица Снегирь Белка Тигр

7

Водная среда Условия : Приспособления живых существ: Достаточно влаги Достаточно влаги Слабые колебания температур Слабые колебания температур Кислорода часто не хватает Кислорода часто не хватает Мало света Мало света Плавники, ласты Плавники, ласты Обтекаемая форма тела Обтекаемая форма тела Перепонки между пальцами Перепонки между пальцами Водоотталкивающие покровы Водоотталкивающие покровы

8

Водная среда Морской лев Пингвин Лягушка Дельфин

9

Почвенная среда Условия : Приспособления живых существ: Мало кислорода, больше углекислого газа Мало кислорода, больше углекислого газа Воды то много, то мало Воды то много, то мало Температура относительно ровная Температура относительно ровная Свет не проникает Свет не проникает Животные имеют маленькие глаза или лишены зрения Животные имеют маленькие глаза или лишены зрения Животные с хорошо развитым обонянием и осязанием Животные с хорошо развитым обонянием и осязанием Конечности лопатообразные с когтями Конечности лопатообразные с когтями

10

Почвенная среда Личинки жуков Землеройка Дождевой червь Крот

11

Организменная среда Условия : Приспособления живых существ: Нет света Нет света Мало или нет кислорода Мало или нет кислорода Много питательных веществ Много питательных веществ Температура постоянная Температура постоянная Отсутствует зрение Отсутствует зрение Дыхание без участия кислорода Дыхание без участия кислорода Иногда отсутствуют органы для переваривания пищи Иногда отсутствуют органы для переваривания пищи Имеются присоски и крючки для прикрепления Имеются присоски и крючки для прикрепления

12

Организменная среда Аскарида

13

Вывод: Каждая среда жизни обладает характерными для неё условиями. Каждая среда жизни обладает характерными для неё условиями. Организмы, обитающие в разных средах, имеют приспособления к этим условиям. Организмы, обитающие в разных средах, имеют приспособления к этим условиям. Организмы заняли все пригодные для жизни места на планете Земля Организмы заняли все пригодные для жизни места на планете Земля

Общая характеристика наземно-воздушной среды

В наземно-воздушной среде действующие экологические факторы имеют ряд характерных особенностей: более высокая интенсивность света в сравнении с другими средами, значительные колебания температуры, изменение влажности в зависимости от географического положения, сезона и времени суток. Воздействие факторов, перечисленных выше, неразрывно связано с движением воздушных масс — ветра.

В процессе эволюции у живых организмов наземно-воздушной среды выработались характерные анатомоморфологические, физиологические, поведенческие и другие адаптации. Рассмотрим особенности воздействия основных экологических факторов на растения и животных в наземно-воздушной среде жизни.

Низкая плотность воздуха определяет его малую подъемную силу и незначительную опорность. Все обитатели воздушной среды тесно связаны с поверхностью земли, служащей им для прикрепления и опоры. Для большинства организмов пребывание в воздухе связано только с расселением или поиском добычи. Малая подъемная сила воздуха определяет предельную массу и размеры наземных организмов. Самые крупные животные, обитающие на поверхности земли, меньше, чем гиганты водной среды.

Малая плотность воздуха создает незначительную сопротивляемость передвижению. Экологические выгоды этого свойства воздушной среды использовали многие наземные животные в ходе эволюции, приобретя способность к полету: 75% всех видов наземных животных способны к активному полету.

Вследствие подвижности воздуха, которое существует в нижних слоях атмосферы, вертикального и горизонтального передвижения воздушных масс, возможен пассивный полет отдельных видов организмов, развита анемохория — расселение с помощью воздушных потоков. Ветроопыляемые растения обладают целым рядом приспособлений, которые улучшают аэродинамические свойства пыльцы.

Цветочные покровы у них обычно редуцированы и пыльники ничем не защищены от ветра. В расселении растений, животных и микроорганизмов главную роль играют вертикальные конвекционные потоки воздуха и слабые ветры. Бури, ураганы оказывают существенное экологическое воздействие на наземные организмы.

В районах, где постоянно дует сильный ветер, как правило, беден видовой состав мелких летающих животных, так как они не способны сопротивляться мощным воздушным потокам. Ветер вызывает изменение интенсивности транспирации у растений, что особенно сильно проявляется при суховеях, иссушающих воздух, и может приводить к гибели растений Основная же экологическая роль горизонтальных воздушных передвижений (ветров) — косвенная и заключается в усилении или ослаблении воздействия на наземные организмы таких важных экологических факторов, как температура и влажность.

Природоведение 5 класс

«Грибы в природе» — Бледная поганка. Желчный гриб. Шляпка. Многоклеточные. Отправляемся в лес. Перечный гриб. Царства живой природы. Молочай. Строение гриба. Грибница. Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Природоведение 5 класс. Какие бывают грибы. На какие группы можно разбить грибы? Где какие грибы искать. Лесная физкультминутка. Поганки. Карлики в грибном царстве. Ножка. Рыжик. Многообразие грибов. Боровик.

«Размножение живых организмов» — Мужская гамета Женская гамета Зигота Новый организм. Котляревской. Живые организмы производят новые поколения себе подобных организмов. Половые клетки (гаметы). Новый организм появляется через определённое время после образования зиготы: Потомки. Из двух клеток, мужской и женской, образуется одна клетка – зигота (от греч. Развитие нового организма из зиготы. Схема полового размножения. Zegotos – «соединённый вместе»).

«Растения из семян» — Какие маленькие! В малой хатке-спаленке Спит ребенок маленький. C чего начнем? Рассмеялась Татьяна Григорьевна. Ха-ха ! Выводы: Наблюдать было интересно. Томаты. Вкусно! Так можно оформить работу. Создали все условия: свет, тепло и вода. А причем тут семена? 2. Будем вести наблюдение за развитием растений из семян. Посеем семена астр и томатов в грунт.

«Горные породы по природоведению» — Природоведение 5 класс. Определение горных пород. Каменная соль. Осадочные. Плотные и рыхлые. Гнейс. Что называют минералами? Глинистый сланец. Проверим себя. Систематизируем полученные сведения. Базальт, андезит , липарит, пемза. Мрамор. Метаморфические. Кварцит. Известняк. Гранит. Осадочные горные породы. Что называют полезными ископаемыми? Магматические. Песчаник. Глина.

«Вселенная по природоведению» — — ближайшая к нам звезда. Какое небесное тело называют «хвостатой странницей»? Марс. Планеты-гиганты во много раз больше любой из планет земной группы. В настоящее время на небесной сфере выделено 88 созвездий. Планеты — гиганты. 2. Солнечная система. А какие вам известны мифы и легенды о созвездиях? Кроме планет в Солнечной системе находятся также. Перечислите планеты Солнечной системы. Нептун. Небесные тела: Наше Солнце. 5 класс. Посмотрите на звездное небо.

«Строение организмов 5 класс» — Т к а н и. Растительные животные. К многоклеточным организмам относятся растения, животные, грибы. Вирусы. Урок природоведения. Одноклеточные организмы. Многоклеточные организмы. Соединительные. Органы. Многообразие живых организмов. Растения. Покровные и проводящие. Строение организмов. У одноклеточных организмов тело состоит из одной клетки. 5 класс. Эпителиальные. К одноклеточным организмам относятся бактерии , грибы, простейшие организмы.

«Природоведение 5 класс»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector