Таблица по экологии Среды жизни план-конспект занятия по экологии 10 класс по теме

Местные жители

Кто же способен обитать в таких условиях? В верхнем слое почвы расположены корневые системы и растений. Встречаются здесь лишайники, цианобактерии, зеленые и диатомовые водоросли. Особенно много их на поверхности почвы, где наиболее благоприятные условия для осуществления фотосинтеза.

А вот грибы и бактерии населяют всю толщу почвы. Среди животных встречаются простейшие, кольчатые и круглые черви, брюхоногие моллюски. Почвенными позвоночными являются слепыши, кроты, землеройки.

Некоторые животные проводят в этой среде обитания только определенный этап своей жизни. К примеру, жуки откладывают в почву свои личинки. А по мере развития они переходят к наземно-воздушной среде. Грызуны переносят здесь неблагоприятные условия — засуху или холода.

Природоведение 5 класс

«Обитатели материков» — Африка уникальная своей сказочной богатой природой. Поэтому отправимся в какую-нибудь другую страну, например, в Китай. В стволе толщиной до 10 м баобаб запасает воду (до 120 тонн). Лилия Виктория Регия самая большая из всех водяных лилий. Самые знаменитые животные Антарктиды – пингвины. Австралия — единственная в мире страна, занимающая территорию всего материка. Большая панда живет только в Китае.

«Вселенная 5 класс природоведение» — Вселенная. Многообразие галактик.». Галактика (от греческого слова «галактикос» — млечный, молочный.). За год свет преодолевает 10 триллионов километров. Галактика 205. Карликовая галактика. Скорость Нашей Галактики – 1 млн 500 тыс. км в час

Внимание, на горизонте корабля «Буран» «хвостатое чудовище». Галактика Мышки

Один оборот Солнечной системы вокруг Галактики – 200 млн лет. Спиральная галактика М51. Командиры кораблей должны выйти в космическое пространство и устранить поломки. Созвездия.

«Горные породы по природоведению» — Систематизируем полученные сведения. Как классифицируют горные породы? Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Магматические. Яшма. Гранит. Глина. Плотные и рыхлые. Песчаник. Определение горных пород. Что называют минералами? Мрамор. Горные породы. Гнейс. Природоведение 5 класс. Известняк. Что называют полезными ископаемыми? Метаморфические.

«Три среды обитания природоведение» — Характеристика водной среды обитания. Характеристика наземно-воздушной среды. Наземно-воздушная; Воздушная; Почвенная. Факторы живой природы; Факторы неживой природы; Влияние человека. Цель урока: Экологические факторы. Среды обитания. Обитатели водной среды. Обитатели почвенной среды. Крот, слепыш, Землеройка, Бактерии, Черви, Насекомые.

«Строение организмов 5 класс» — 5 класс. Эпителиальные. Соединительные. Срез листа. К одноклеточным организмам относятся бактерии , грибы, простейшие организмы. У одноклеточных организмов тело состоит из одной клетки. Человека. Многоклеточные организмы. Многообразие живых организмов. ТКАНЬ – группа клеток, сходных по строению и выполняемым функциям. Строение организмов. Урок природоведения. К многоклеточным организмам относятся растения, животные, грибы. Покровные и проводящие. Вирусы.

«Растения из семян» — Вкусно! Рассмеялась Татьяна Григорьевна. План работы: Почему-то выдали семена. Томаты. В кладовой еда лежит. C чего начнем? Красиво! В малой хатке-спаленке Спит ребенок маленький. Посеем семена астр и томатов в грунт. Проект по природоведению учащихся 5 класса. 2. Будем вести наблюдение за развитием растений из семян.

«Природоведение 5 класс»

Адаптации животных к жизни в воде

В водной среде животный мир более богат, чем растительный. Благодаря независимости от солнечного света животные заселили всю толщу воды. По типу морфологических и поведенческих адаптаций их разделяют на следующие экологические группы: планктон, нектон, бентос.

Планктон (от греч. planktos — парящий, блуждающий) — организмы, обитающие в толще воды и передвигающиеся под действием ее тока. Это мелкие ракообразные, кишечнополостные, личинки некоторых беспозвоночных. Все их адаптации направлены на повышение плавучести тела:

  1. увеличение поверхности тела за счет сплющивания и удлинения формы, развития выростов и щетинок;
  2. уменьшение плотности тела в связи с редукцией скелета, наличием жировых капель, пузырьков воздуха, слизистых чехлов.

Нектон (от греч. nektos — плавающий) — организмы, обитающие в толще воды и ведущие активный образ жизни. Представителями нектона являются рыбы, китообразные, ластоногие, головоногие моллюски. Противостоять течению им помогают адаптации к активному плаванию и уменьшению трения тела. Активное плавание достигается за счет хорошо развитой мускулатуры. При этом могут использоваться энергия выбрасываемой струи воды, изгибание тела, плавники, ласты и т. д. Уменьшению трения тела способствуют адаптации: обтекаемая форма тела, эластичность кожных покровов, наличие на
коже чешуи и слизи.

Бентос (от греч. benthos — глубина) — организмы, обитающие на дне водоема или в толще донного грунта.

Адаптации бентосных организмов направлены на уменьшение плавучести:

  1. утяжеление тела за счет раковин (моллюски), хитинизированных покровов (раки, крабы, омары, лангусты);
  2. закрепление на дне с помощью органов фиксации (присоски у пиявок, крючки у личинок ручейника) или уплощенного тела (скаты, камбала). Некоторые представители зарываются в грунт (многощетинковые черви).

В озерах и прудах выделяют еще одну экологическую группу организмов — нейстон. Нейстон — организмы, связанные с поверхностной пленкой воды и обитающие постоянно или временно на этой пленке или до 5 см в глубь от ее поверхности. Их тело не смачивается, поскольку его плотность меньше плотности воды. Особым образом устроенные конечности позволяют передвигаться по поверхности воды, не погружаясь (клопы водомерки, жуки вертячки). Своеобразной группой водных организмов является также перифитон — организмы, образующие на подводных объектах пленку обрастания. Представителями перифитона являются: водоросли, бактерии, протисты, ракообразные, двустворчатые моллюски, малощетинковые черви, мшанки, губки.

4. Среды обитания организмов

Пасечник. 5 класс. Рабочая тетрадь

14. Дайте определение понятия.

Среда обитания — это всё то, что окружает живое существо в природе.

15. Изучив текст параграфа и рисунки 10, 11, 12 и 13 учебника, заполните таблицу «Среды обитания организмов».

Среда обитания

Особенности среды 2-3 примера обитателей среды

Черты приспособленности организмов к среде

Наземно-воздушная
  • Низкая плотность;
  • резкие перепады температуры воздуха;
  • большое разнообразие различных климатических условий;
  • особенности химического состава воздуха.
Медведь, чайки, кролики, ежи, белки
  • Развитый внутренний и внешний скелет;
  • Шерсть, перья, чешуя и другие защитные приспособления кожного покрова;
  • умение лазить по деревьям, передвигаться на большие расстояния, летать, прятаться и т.д.
Водная
  • Наличие выталкивающей силы;
  • большая плотность среды;
  • способность накапливать и удерживать тепло;
  • солёный состав воды.
Рыбы, скаты, медузы, морские коньки, дельфины
  • Умение парить в толще воды;
  • обтекаемая форма тела;
  • конечности в виде ласт или плавников;
  • жабры;
  • умение на длительное время задерживать дыхание.
Почвенная
  • Наличие воды;
  • Высокая рыхлость (наличие кислорода);
  • большое количество минеральных и органических питательных веществ.
Кроты, черви, растения
  • умение впитывать из почвы минеральные и органические вещества;
  • умение копать и рыть глубокие туннели и норы;
  • умение впитывать воду и воздух корнями.
Живые организмы
  • Нет перепадов температуры;
  • постоянная влажность;
  • постоянная плотность среды.
Вирусы, бактерии, подкожный клещ, плоские черви
  • Полная или частичная утрата органов или систем органов, присущих организмам других видов;
  • мягкая внешняя оболочка.

Вывод:

На Земле можно выделить четыре основных среды обитания, которые значительно отличаются друг от друга условиями, и в которых обитают живые существа, максимально приспособившиеся к своей среде. 

16. Чем можно объяснить большое разнообразие живых организмов на нашей планете?

Благодаря разнообразию сред обитания на Земле появилось огромное количество разнообразных видов живых существ, каждый из которых приспособлен к конкретным  условиям.

17. Какие действия человека оказывают пагубное влияние на среды обитания живых организмов?

Пагубное воздействие на среды обитания организмов оказывают как природные катаклизмы (наводнения, цунами, извержения вулканов, землетрясения и т.д.), так и действия человека: вырубка лесов, загрязнение атмосферы и воды, химические загрязнения, промышленные выбросы, свалки, хищнической лов рыбы и отлов зверей, осушение болот, возделывание степей и прочие последствия хозяйственной деятельности человека.

Почвенная среда обитания характеристика

Верхний слой литосферы имеет ряд уникальных особенностей. Почвенной среде обитания, характер условий которой отличается относительным постоянством, присущи следующие признаки:

  1. Высокая плотность, которая затрудняет движение организмов.
  2. Наличие света только в верхних слоях, что делает возможным существование там некоторых видов водорослей.
  3. Незначительные перепады температуры.
  4. Повышенное содержание углекислого газа, который является продуктом дыхания корней растений, грибов и животных.
  5. Постоянное наличие воды, уровень которой определяется климатическими условиями и количеством обитателей.
  6. Наличие многовидовых сообществ организмов и их остатков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector