Eunice aphroditois червяк-убийца

Мифы и легенды

Если верить легендам, Афродита не была чисто эллинским божеством. Родиной ее считался остров Кипр, отсюда и постоянный эпитет Киприда то есть рожденная на Кипре. Однако и сюда, по мнению Геродота, культ богини был перенесен из сирийского города Аскалона, основателем которого считались финикийцы. Вот почему Афродита близка финикийской Астарте, а также имеет черты других восточных божеств; ассиро-вавилонской Иштар, египетской Исиды, арабской Алилат. Все эти богини олицетворяли производительные силы природы. Особым почитанием Афродита пользовалась на небольшом островке Кифере в Средиземном море, где ей был построен один из древнейших храмов. Потому она часто называлась и Кифереей.

На эллинской почве образ восточной богини претерпел некоторые изменения, но главная идея — плодородия животного и растительного мира — была перенесена и на Афродиту.

Из разных преданий можно заключить, что существовало две версии происхождения богини и соответственно два ее образа. Наиболее древняя легенда, как сообщает Геродот, гласит, что Афродита родилась в морской пене из крови оскопленного Урана. Отсюда еще два ее эпитета: Урания-небесная и Анадиомена — вышедшая из моря

Этот момент и запечатлен на центральном рельефе так называемого трона Людовизи: две нимфы, осторожно придерживая богиню, принимают ее из морских волн. Афродита с удивлением и восторгом входит в неведомый мир

Тонкий хитон плотно облегает тело богини — античный мастер словно любуется им, так же как и тонким профилем, прядями спадающих волнистых волос.


Рождение Афродиты. Фрагмент трона Людовизи.
Мрамор. Около 460 до н. э.
Рим, Национальный музей.

Афродита Урания впитала в себя многие черты кипрской Афродиты, являясь олицетворением сил плодородия. Подчеркивая это, Еврипид писал: «Благословенное небо, набухшее от дождя, желает, по воле Афродиты, излиться на землю; и когда они соединятся друг с другом, то произведут для нас и родят все то, благодаря чему человечество живет и процветает». А Гесиод? Описывая шествие Афродиты, он говорит, что под ее ногами пышно разрасталась трава и расцветали цветы! Обаянию красоты покорялись все: боги, люди и даже звери. В честь богини справляли красочные весенние праздники, водили хороводы и пели песни…

Но существуют и более поздние сказания, согласно которым Афродита произошла от Зевса и Дионы, почему и называется иногда Дионеей. Эти легенды рисуют несколько иной образ. Олицетворяя собой идеал вполне земной женской красоты, Афродита Пандемос — Всенародная — шествует по миру в изящной колеснице, запряженной голубями и лебедями, неся людям идею чувственно-плотской любви, или, лучше сказать, сладострастия. Недаром ее часто изображали верхом на козле, который был у греков символом распутства. Афродиту Пандемос особенно почитали в приморском: Коринфе — городе, славившемся своим храмом и красотой гетер.

Двойственность происхождения хоть и послужила причиной создания двух различных образов богини, объединена идеей всеобщей красоты и гармонии.

Обе богини пользовались всенародным почитанием. В одном храме могли одновременно стоять изображения Афродиты Урании и Афродиты Пандемос. Впоследствии эти образы как бы соединились в один, впитавший качества обеих. Общепризнанной олимпийской богиней считалась Афродита, родившаяся от Зевса. Из растений ей были посвящены мирт, яблоко — символ любви, и мак – эмблема плодовитости. Священные птицы богини — воробей, голубь и ласточка, вестница весны. Афродите же посвящены черепаха, символ женского целомудрия, и дельфин — в память о морском происхождении. С этими символами ее часто изображали художники.

Афродите не было равных в искусстве покорять сердца: даже могущественная Гера просит у нее узорчатый пояс, в коем заключена таинственная сила. Муж Афродиты хромой и некрасивый, но весьма искусный в кузнечном ремесле бог Гефест.
Богиня, в чьей власти было осчастливить любого бога или смертного, и сама часто влюблялась.


Торс Афродиты (так называемый «Торс Афродиты Хвощинского»).
Римская копия с греческого оригинала III века до н. з.
Мрамор
ГМИИ имени А. С. Пушкина.

Habitat

This species has been found in the mainly warmer parts of select bodies of water such as Indonesian and European waters. They are often found prowling among coral reefs due to their ability to blend in and hunt in very tight places because of their slim body. This also goes along with the abundance of marine life that lives in these reefs that they prey on. They also have a relatively wide range of habitats. The species spends most of their time in sandy and muddy sediments as well as around rocks and sponges. Among the greatest depths, the bobbit worm has been recorded to live on the seas floor at ten to ninety-five meters.

Diet and foraging

By their antennae, the bobbit worm senses the passing prey and snaps down on the prey to drag them into its burrow using its mouth. Some fish prey on bobbit worms by mobbing, in which a group of fish swim into the worms hole and physically blow quick bursts of water in the bobbit worms face to stun it. If the fish get distracted though, the quick strike by the mandibles are able to leave the fish stunned while also being injected with a certain level of toxins.

Lifespan and life cycle

It is believed the lifespan of E. aphroditois is relatively short, ranging from three to five years in age. Their life cycle starts when conceived after spawning. Their eggs are often eaten or destroyed by other organisms. Parents take little or no responsibility for raising their offspring.

Most of the class polychaeta are benthic sexual reproductive animals and lack external reproductive organs. When mating, female polychates produce a pheromone that attract the male species to automatically release sperm and when this takes place, in return it then also allows females to give away eggs into the water. They use a technique called «broadcast fertilization» or «spawning», which means the males and females eject their sperm and eggs into the open water to fertilize and colonize within their environments. There is no need for contact between the males and females during this action for fertilization to occur.

Как рождается Афродита

Первую легенду о появлении Афродиты на свет рассказывает Гесиод, греческий поэт конца VIII — начала VII века до нашей эры. Интересно, что в самом начале своей поэмы «Теогония» он дает всего одно определение внешности богини, называя ее «Афродита с ресницами гнутыми». Так немного слов! Но сразу перед глазами встает красавица, чарующая взмахом длинных ресниц.

Далее Гесиод рассказывает, что у Геи-Земли и Урана-Неба родилось много детей-богов. Уран был жесток, он укрывал рожденных детей в утробе Геи, отчего она страдала и мучилась. Гея решила отомстить Урану и призвала на помощь своих детей. Из всех детей помочь матери согласился «хитроумный» Кронос, олицетворяющий в мифологии Время. Он поранил Урана. Кровь Урана попала в море, смешавшись с морской водой, она бурлила и пенилась. В этой пене появилась прекрасная девушка. Это и была Афродита. Сначала красавица направилась к Кифере — островку, у которого встречаются три моря — Критское, Ионическое и Эгейское. Потом Афродита пристала к Кипру и именно там вышла на берег, потому часто ее называют Кипридой. А имя Афродита — Ἀφροδίτη происходит от слова ἀφρός — «пена».

Самый красивый миф о рождении Афродиты основан на повествовании Гесиода, вернее на последней его части. Этот миф рассказывает, что богиня родилась из пены морской и вышла на берег Кипра. До сих пор на Кипре почитают место рождения Афродиты, где неподалеку от берега прямо из моря выдается одинокая скала, разбиваясь о которую волны образуют пену. А в древней столице Кипра — городе Пафос — находился самый большой и знаменитый храм Афродиты.

Гомер в своей бессмертной «Илиаде» пишет, что Афродита была дочерью Зевса, а в других источниках ее отцом называют Кроноса. Но от кого бы и где бы она ни родилась, Афродиту почитали как богиню любви.

Где ступала нога Афродиты, там расцветали травы. Ей сопутствовали боги-помощники: Эрос, олицетворяющий любовное влечение, и Гимерот, олицетворяющий страсть. В удел Афродите, как богине любви, были даны, как пишет Гесиод: «Девичий шепот любовный, улыбки, и смех, и обманы, сладкая нега любви и пьянящая радость объятий».

Именно такой почитают Афродиту все народы, только называют ее по-разному. Например, римляне называли ее Венерой, сирийцы — Астартой, а в шумерской мифологии она зовется богиней Иштар.

Интересно свидетельство в «Истории» Геродота о том, как скифы в сирийском городе Аскалон разграбили святилище Афродиты Урании (то есть рожденной от Урана). Геродот утверждает, что это святилище самое древнее из всех, посвященных этой богине, потому что святилище на Кипре основано выходцами из Аскалона. За святотатство скифов, пишет далее Геродот, Афродита наказала их «женской болезнью», то есть лишила мужского достоинства. Среди скифов с тех пор во множестве появились так называемые энареи — рожденные без определенного пола, то есть гермафродиты, а также — скопцы, сознательно сделавшие этот выбор.

Как видим, на протяжении тысячелетий человеческой истории во многих исторических, литературных памятниках Афродита, если была оскорблена, как поруганная любовь, всегда мстила тем, кто наносил ей раны. Можно называть любовь Афродитой, Венерой или как-то еще, но она дает и поддерживает жизнь, она соединяет людей, она привносит в жизнь красоту и гармонию, она спасает, она не умирает. Может быть, поэтому Афродита у всех народов, во всех культурах — бессмертна и почитается как божество.

Афродита и Венера в искусстве античности

Став идеалом женской красоты, Афродита (как и Beнepa) обрела соответствующий художественный образ. Как и многие античные
боги, первоначально она изображалась символически. На древних кипрских монетах, например, Афродита представлена в виде конуса, которому сопутствует голубь, священная птица богини. Кипрские статуэтки VIII — VII веков до н. э. дают антропоморфное изображение богини, далекое от пластического совершенства, но уже наделенное определенными атрибутами. Афродита одета в длинный хитон, в правой руке она держит яблоко или цветок, левую прижимает к груди — характерный для восточного искусства жест, cимволизирующий животворящую силу женского начала. Подобная иконография долго сохранялась в архаическом искусстве: образ импонировал греческим скульптурам своей целомудренной строгостью и загадочной суровостью.

Павсаний дает описание статуи Афродиты из Сикиона скульптора Канаха: «Богиня сделана из золота и слоновой кости. На голове надет полос (высокий головной убор). В одной руке она держит мак, в другой — яблоко». Подобным образом богиня была представлена и в мелкой пластике.


Афродита Капитолийская.
Мрамор. I век н.э.
Рим, Капитолийский музей.

Отличительная особенность всех изображений Афродиты — изящество и красота фигуры, элегантность драпировок и жестов. Фидий и его последователи подчеркивали в образе женственность натуры и чувство любви, которое она должна возбуждать. Сам Фидий трижды изображал богиню. Одна их них, Афродита Урания, была выполнена в хрисоэлефантинной (из золота и слоновой кости) технике. Во второй половине Ч века до н. э. была создана знаменитая статуя скульптора Алкамена — «Афродита в садах», послужившая потом прототипом римской Венеры Прародительницы.

Афинские скульпторы Пракситель и Скопас создали великолепные статуи Афродиты, которые до сих пор признаются идеалом женской красоты. Пракситель впервые осмелился показать богиню без одеяний. Плиний сообщает, что мастер создал две статуи: одну — в одежде, другую — полуобнаженную. Оставаясь верными древнему образу, жители города Коса предпочли первую, а жители города Книда выбрали вторую и поместили ее в храме Афродиты. Знаменитое произведение, дошедшее до нас в многочисленных римских копиях, стало для города источником славы и благоденствия: со всех концов земли приезжали в Книд путешественники, желавшие полюбоваться статуей. Изображение Афродиты стало эмблемой книдских монет: богиня представлена в момент, когда она, готовясь к купанию, только что сняла свое одеяние и держит его в руках. Древние писатели подчеркивали особую притягательность этого образа — не случайно Афродита Книдская тоже имела множество воспроизведений.

Последователи Праксителя развили эту тему — в эллинизме был создан новый тип Афродиты Капитолийской, целомудрие позы которой подчеркнуто жестом рук, прикрывающих наготу. Среди греческих оригиналов этого времени можно назвать и знаменитую статую Венеры Милосской, которая долго считалась эталоном женской красоты. Популярными становятся сюжеты, связанные с морским происхождением богини: Афродита в раковине, Афродита с дельфином, Афродита Анадиомена. Создателем последнего образа, распространенного как в монументальной, так и в мелкой пластике, считается художник Апеллес, работавший во второй половине IV века до н. э.

В греческом искусстве немало сюжетов, где богиня представлена с другими персонажами. Чаще всего ее сопровождает Эрот-лукавый божок, который приносит неприятности и самой Афродите, раня ее своими стрелами.

Афродита в искусстве и литературе

Афродиту традиционно изображают окруженную растениями, среди которых розы, миртовые ветви и нарциссы. Ей сопутствуют на суше — голуби, а в море — дельфины.

Афродите посвящены гимны Гомера, она стала одной из героинь трагедии Эврипида «Ипполит» и «Метаморфоз» Апулея.

Лукреций, размышляя «О природе вещей», наделяет Венеру, как он называет Афродиту, главной жизненной силой, которая движет миром. Она делает плодоносными и землю, и женское чрево. Венера-Афродита — богиня плодородия, цветения, плотской любви и деторождения.

Философы тоже не обошли эту богиню своим вниманием. Платон различал двух Афродит — пошлую и небесную

Зенон Кетийский определял Афродиту, как силу, которая соединяет между собой части целого. Идеалист Плотин разделяет уже трех Афродит в составе единой мировой души: первая — это жизнь ума — дочь Крона (Хроноса — времени), вторая — жизнь духа — дочь Зевса (Неба), и третья множественная — множество человеческих душ — афродит, наделенных любовью.

Вдохновляла и вдохновляет Афродита поэтов, музыкантов, художников с самых древних времен. Мы можем любоваться древними скульптурами Афродиты, созданными еще за несколько столетий до нашей эры. Правда, большинство из них сохранились в мраморных копиях, которые были сделаны с оригиналов, отлитых в бронзе. Статуи Афродиты (она же Венера) можно видеть в самых прославленных музеях мира.

Любовь и могущество Афродиты

Известно несколько любовных историй Афродиты. Так, из Гомера мы узнаем, что Афродита наградила своей
любовью троянского героя и родила ему сына Энея. Согласно римским сказаниям, он стал прародителем почитаемого в Риме рода Юлиев. О романе Афродиты с богом войны Аресом рассказывает «Одиссея»: свидание их так затянулось, что Гефест сумел приковать их к ложу не
видимыми глазу цепями. От Ареса у Афродиты тоже были дети, среди которых самым популярным у мастеров всех эпох стал Эрот (римский Купидон-Амур). Чаще всего его изображали жизнерадостным крылатым ребенком с луком в руках: пущенные им стрелы могли принести и величайшее счастье, и величайшее страдание.

Своим любимцам Афродита дает красоту и блаженство любви. Так, троянского героя Париса она одаривает любовью самой прекрасной женщины. Афродита благоволит к тем, кто ее почитает. Известна история кипрского скульптора Пигмалиона, изваявшего статую девушки, настолько прекрасную, что он сам в нее влюбился. На празднике в честь Афродиты Пигмалион принес богине
жертву и умолял ее, чтобы она дала ему жену, столь же прекрасную, как и его творение. И Афродита оживила статую!

Зато богиня жестоко карала тех, кто противился ее власти. Известна легенда об Ипполите: будучи
предан Артемиде, богине-девственнице, он не почитал Афродиту. И та погубила его. Покарала она и гордого Нарцисса, отвергнувшего любовь прекрасных нимф. Афродита наказала его тем, что он влюбился в свое отражение.
Наказывала богиня и других непокорных ее воле.


Венера Милосская.
Мрамор. II век до н.э.
Париж, Лувр.

Anatomy and morphology

E. aphroditois have a hard exoskeleton covering their whole body and other characteristics include high growth among some of these creatures; the largest known specimen on record reached 299 centimeters in length. Despite these great lengths, these worms are quite slim with width of the body only around an inch across the back. These ambush predators have two eyes and five antennae on their head that are used to sense prey when hunting in soft sediments. The mandibles are responsible for striking and stunning its prey and are capable of snapping some in half. Typically, E. aphroditois color ranges from deep purple to black along with metallic color as well. The fourth antennae is always white.

Древний гигант.

Ученые из университета Лунда, Бристольского университета и Королевского музея Онтарио обнаружили, что окаменелости многощетинкового червя, хранящиеся в музее, принадлежат новому виду. Ископаемый морской червь Websteroprion armstrongi обитал около 400 миллионов лет назад.

Окаменевшие отпечатки челюстей Websteroprion armstrongi

Многощетинковые черви или полихеты относятся к типу кольчатых червей. Их тело состоит из кольцевых сегментов; от каждого из них отрастает пара лопастевидных придатков, которые заканчиваются пучком щетинок. В головной части червей находятся чувствительные антенны, щупальца и реснички, с помощью которых они ищут пищу.

Полихеты оснащены парой челюстей и гортанью, которая, при необходимости, выворачивается наружу, позволяя червю захватывать добычу и отправлять ее в рот. В среднем, длина полихет — около десяти сантиметров, но среди них встречаются и карлики размерами не больше миллиметра, и гиганты «ростом» 2-3 метра.

Многощетинковые черви могут быть и хищниками, и падальщиками, и травоядными. Одним из хищных видов червей является Eunice aphroditois или червь боббит, который обитает в тропических морях и может достигать в длину трех метров. Он затаивается на дне, и, когда мимо проплывает добыча, молниеносно хватает ее.

https://youtube.com/watch?v=nUmGTD4uh8E

Многощетинковые черви обитали на Земле еще в кембрийский период, около 500 миллионов лет назад. Окаменелости, хранящиеся в Королевском музее Онтарио, представляют собой отпечатки челюстей червя в скальной породе.

Они были найдены в 1994 году в провинции Онтарио, в отложениях, датируемых девонским периодом (около 400 миллионов лет назад). Авторы новой работы исследовали найденные окаменелости с помощью рентгеновской микротомографии. Затем они восстановили внешний вид челюстей и по ним оценили размеры червя.

Авторы назвали новых полихет в честь басиста дэт-метал группы «Cannibal Corpse» Алекса Вебстера, которого, по их мнению, можно назвать «гигантом» бас-гитары. Видовое название червь получил в честь Дерека Армстронга, который нашел окаменелости.

Окаменевшие отпечатки Websteroprion armstrongi

Чтобы оценить размеры червя, исследователи сравнили размеры челюстей нескольких древних и современных видов полихет. По мнению ученых, длина W.armstrongi могла превышать один метр.

Кем был древний червь по типу питания, ученые с уверенностью определить не смогли. С одной стороны, строение челюстей W.armstrongi, схожее по строению с другими представителями отряда эуницид, указывает на то, что червь был хищником. С другой — в этом отряде есть как хищные виды, так и травоядные, и падальщики. Поэтому, не зная строение мягких тканей червя и содержание его кишечника, определить, был ли он хищником, не представляется возможным.

Античная богиня любви в эпоху Возрождения

В эпоху Возрождения образ богини любви приобретает новую жизнь. Венера спящая, Венера с Амуром, Венера с Марсом (греческий Арес), Венера в кузнице Вулкана, Венера и Адонис, праздник Венеры — все эти сюжеты воплощаются во фресках и на плафонах роскошных итальянских палаццо, в картинах художников северного Возрождения, например, немца Лукаса Кранаха, написавшего несколько картин на тему «Суда Париса», в полотнах великих мастеров XVI I века – Рубенса, Рембрандта, Пуссена, не говоря уже о многочисленных вариациях на тему Венеры в картинах, рельефах, рисунках, статуях европейской эпохи Просвещения и последующего Х1Х века.


С. Боттичелли. Рождение Венеры.
Масло. 1485.
Флоренция, галерея Уффици.

Но есть среди них особенно выдающиеся изображения античной богини. Один из самых привлекательных образов создал флорентийский художник XV века Сандро Боттичелли. На его картине Венера, нежная и грациозная, возникает из первозданных вод как божество грации, прекрасный цветок. Венера появляется — и кажется, самый воздух начинает источать благоухание: в мир приходит гармония, красота, любовь.


Тициан. Любовь небесная и земная.
Масло. 1515 — 1516.
Рим, галерея Боргезе.

Оригинальный образ Афродиты-Венеры создал венецианец Тициан в известном полотне «Любовь небесная и земная», написанном на тему мифа о двух богинях любви (вернее, о двух ее сущностях) – чувственной и платонической. Обе богини, Пандемос и Урания, одинаково прекрасны, сидят по сторонам мраморного источника, украшенного рельефами. Амур бросает в него лепестки роз намек на сладость любви. Сам же источник как бы заключает в себе праматерь-воду, в которой родилась Афродита, напоминает римский саркофаг: та и другая любовь губят и возрождают человека.


Д. Веласкес. Венера с зеркалом.
Масло. 1651.
Лондон, Национальная галерея.

Еще один выдающийся образ Венеры создал в XVII веке Веласкес. В картине «Венера перед зеркалом» великий художник представил редкий для Испании, но распространенный в античности образ богини, любующейся своей красотой. Обнаженная, она лежит на ложе и видит свое лицо в зеркале, которое держит Амур. Однако и зднсь не только античная тема, но и древний мифологический смысл. В античности изображение в зеркале понималось не как простое отражение наружности, а как двойник образа, дубликат, хранящий бессмертное «я» каждого существа. И здесь Венера – это прекрасная Пандемос, земная и человечная, а в зеркале виден бессмертный образ Урании.


С. Финогенова

Следующая страница: Геракл, Геркле, Геркулес

     • Главная   • Летописи и артефакты   • Афродита Урания и Афродита Пандемос. Любовь божественная и земная  
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector