Животные в почве. Обитатели почвы и их приспособленность к среде
Содержание
-
Слайд 1
-
Слайд 2
-
Слайд 3
-
Слайд 4
-
Слайд 5
- Обилие воздуха
- Много света
- Большие колебания температуры
- Большие колебания влажности
-
Слайд 6
- Мало света
- Мало кислорода
- Нет резких перепадов температуры
- Наличие минеральных солей
-
Слайд 7
- Нет света
- Мало кислорода
- Небольшие перепады температуры и влажности в течении суток
-
Слайд 8
-
Слайд 9
-
Слайд 10
Организменная среда обитания – среда, образуемая самими живыми организмами,в которой обитают другие организмы.Средой жизни является тело живого организма.
-
Слайд 11
-
Слайд 12
- учебник – с.28
- таблица «Характеристика организменной среды обитания»
-
Слайд 13
- Относительно постоянные условия для существования: температура, влажность, содержание минеральных и органических веществ.
- Обилие пищи.
- Защита от внешних врагов.
- Защищённость от неблагоприятных внешних факторов.
- Активное сопротивление организма хозяина.
-
Слайд 14
-
Слайд 15
Как они приспособились к жизни в данной среде обитания?
-
Слайд 16
- внешние паразиты
- внутренние паразиты
-
Слайд 17
-
Слайд 18
- Аскарида
- Острицы
-
Слайд 19
- Появляются органы прикрепления к телу хозяина: присоски, крючки
- Изменяется и упрощается форма тела
- Высокая плодовитость
- Отсутствуют органы передвижения и органы чувств
-
Слайд 20
-
Слайд 21
-
Слайд 22
-
Слайд 23
Мыть руки с мылом всегда перед едой, после посещения туалета, после прихода домой с улицы, после общения с домашними животными.
-
Слайд 24
- Мыть фрукты и овощи
- Не пользоваться чужим расческами
- Ходить в лес только в специальной одежде.
- После посещения леса внимательно осмотреть себя.
-
Слайд 25
-
Слайд 26
-
Слайд 27
- Присоски
- Образуют огромное количество семян
-
Слайд 28
Обвивается вокруг растений, отсасывает воду с растворенными в ней питательными веществами, тем самым ослабляет его, задерживает рост и развитие у растений-хозяев.
-
Слайд 29
Снижается не только урожай, ухудшается качество продукции. Скошенные на сено травы, зараженные повиликой, плохо сохнут, плесневеют, теряют питательность, могут вызвать заболевания животных, а иногда и их гибель.
-
Слайд 30
Многолетний корневой паразит, не имеет собственной корневой системы. Присасываясь к корню растения-хозяина, питается его соком, что значительно снижается урожайность растения-хозяина.
-
Слайд 31
Она живёт внутри корней и питается за счет организма-хозяина (корня лианы).Аромат цветка напоминает смесь запахов тухлых яиц и тухлой рыбы, что привлекает навозных мух, которые ее опыляют.
-
Слайд 32
Это удивительное растение (растет в Малайзии, в джунглях). У него нет ни листьев, ни стебля, а один только цветок. Да еще какой цветок ! Вес этого цветочка достигает 6-7 килограммов, диаметр до 1 метра.
-
Слайд 33
-
Слайд 34
- учебник – с.28-29
- тетрадь-тренажёр №1, с.33
- Заполните таблицу: «Характеристика сред обитания»
-
Слайд 35
- § 9, с.28-29; повторить § 7-8
- Творческое задание (по выбору)
- Составить 1-2 задачи на определение среды обитания, где будут указаны особенности жизни и поведения животных, строения их тела.
- Приготовить презентацию «Организмы, использующие другие в качестве жилья или убежища»
-
Слайд 36
-
Слайд 37
Список литературы
- Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Биология. Живой организм. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2012.-128-29с
- Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Биология. Живой организм. Тетрадь-тренажёр. Часть 1.- М.: Просвещение, 2012.-33с.
- Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Биология. Живой организм.Поурочны е методические рекомендации. М.: Просвещение, 2012.-39с.
- http://pptcloud.ru/
Посмотреть все слайды
КОНСПЕКТ УРОКА ПРИРОДОВЕДЕНИЯ в 5 КЛАССЕ
Максатова И.А.
п. Новотроицкий, 2013
Урок №
Тема урока: ПОЧВЕННАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ. ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗМОВ К ЖИЗНИ В НЕЙ.Цель урока:
Раскрыть особенности почвы как среды обитания; продолжить формирование представления о приспособленности животных к почвенной среде обитания.
Задачи: Образовательные
Раскрыть характерные признаки сред обитания организмов: наземно – воздушной, водной и почвенной.
Изучить условия жизни почвенной среды обитания, приспособления организмов к ним и многообразие организмов имеющие данные приспособления.
Формировать основы экологической грамотности учащихся.
Развивающие
Продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы.
Воспитательные
Воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учёбе, формировать творческие способности учащихся, развивать интерес к изучаемому предмету. Формировать эстетические потребности, ценности и чувства.
Тип урока:
Комбинированный
Методы обучения:
частично поисковый.
Какие среды обитания населяют живые организмы?
Какими условиями жизни они отличаются и как организмы приспособлены к жизни в той или иной среде обитания.
Приёмы деятельности учителя:
эвристическая беседа по предлагаемым вопросам, организация самостоятельной работы с текстом учебника по выполнению заданий в тетради на печатной основе, работы с раздаточным материалом.
Организация деятельности учащихся:
самостоятельная работа с текстом и выполнение заданий в тетради, выступления учащихся с информацией, рефлексия учащихся своей деятельности.
Развитие умений учащихся:
использовать имеющиеся знания, применять их на практике, умение работать с текстом учебника, выполнять задания в тетради, сравнивать среды обитания, находить черты приспособленности организмов к данным средам обитания, формулировать выводы.
Основные понятия:
Наземно – воздушная среда обитания, водная среда, почвенная среда.
Оборудование:
Таблицы, картины, фотографии с изображением организмов, живущих в почве.
Ход урока
- Оргмомент.
у себя внимательность
- Актуализация знаний
Что называется средой жизни живого организма?Какие основные среды жизни на Земле заселили живые организмы?Чем различаются среды жизни организмов?Что называется местообитанием живых организмов?Ребята, посмотрите на эти картинки, что их объединяет?Верно, это животные, которые живут по землей, т. в почвенной среде.Как вы думаете, какие условия жизни в почвенной среде обитания?
Как среда обитания животных почва сильно отличается от воды и воздуха. Попробуйте взмахнуть рукой в воздухе — вы не заметите почти никакого сопротивления.
почве лишь в естественных пустотахсостав почвы входят твердые частицыКак животные приспособились к жизни в почвенной среде обитания?
В почвенной среде живут многочисленные животные, которые дышат через кожу. Если их вынуть из земли, они быстро погибают от высыхания. Больше того, в почве живут сотни видов настоящих пресноводных животных, населяющих реки, пруды и болота. Правда, это все микроскопические существа — низшие черви и одноклеточные простейшие. Они двигаются, плавают в пленке воды, покрывающей почвенные частицы. Если почва высыхает, эти животные выделяют защитную оболочку и как бы засыпают.
почву мощными передними зубами
- Физкультминутка
у нас физкультминутка(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
- Работа в тетрадях на печатной основе
СРЕДА ОБИТАНИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДЫ |
ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К СРЕДЕ |
ПРЕДСТАВИТЕЛИ |
- Закрепление «Узнай среду обитания или животного»
у них короткий
2.Живя в этой среде, животные либо дышат жабрами, либо поднимаются к поверхности для вдоха. Животные, активно передвигающиеся в этой среде, имеют обтекаемую форму тела.
3.Среда обитания характеризуется тем, что она плотная. В ней обитатели находят воздух, воду. А вот свет сюда почти не проникает. Поэтому животные обычно имеют маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения. Выручают их в жизни обоняние и осязание.
4.Самое быстроногое из зверей. Развивает скорость до 110 км/ч, но довольно быстро устает. Если в течение минуты он не догоняет добычу, то прекращает погоню.
- Рефлексия
- Заключительный этап урока. Домашнее задание стр.121-122
Есть просто храм, есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь. Поделитесь с Вашими друзьями:
Биология 7 класс
«Движение организма» — Движение одноклеточных организмов. Приспособления к движению у животных. Движение растений. Движение одноклеточных организмов с помощью ложноножек. Разнообразные конечности животных. Движение одноклеточных организмов с помощью жгутиков. Движение живых организмов. Все живые организмы совершают движения. Движение растений и грибов. Движение одноклеточных организмов с помощью ресничек. Движение животных.
«Кровеносная система организма» — Крупные сосуды, по которым кровь движется к органам и тканям, называются артериями. Кровеносные сосуды головы и грудной клетки. Кровообращение — важный фактор в жизнедеятельности организма человека и ряда животных. Кровь приводится в движение сокращениямисердца и циркулирует по сосудам. Кровеносная система. Артерии несут кровь от сердца. В печени и почках происходит нейтрализация и вывод продуктов метаболизма.
«Бабочки» — Адмирал. Половой диморфизм. Размах крыльев. Питание. Хоботок. Одно из самых загадочных созданий природы. Строение бабочек. Blastobasis decolorella. Интересный факт. Усики. Стеклянница яблонная. Крылья. Жизнь бабочек. Голова бабочки. Фасеточный глаз. Махаон. Одна из крупнейших групп насекомых. Необычные бабочки. Лимонница. Капустница. Acanthopsyche atra. Размножение. Сезонный полиморфизм. Чешуекрылые.
«Методы преподавания биологии» — Номинации. Цели и задачи изучения раздела. Исследовательская деятельность. Ожидаемый результат. Мультимедийные материалы. Царство Растения. Формы обучения. Актуальность темы. Методическая разработка. Уровень сформированности мыслительных операций. Результаты промежуточного и итогового тестирования. Методическая разработка раздела образовательной программы по теме. Особенности подросткового возраста.
«Типы развития насекомых» — Разнообразие куколок разных насекомых. Выберите из предложенных изображений беспозвоночных животных насекомых. Развитие насекомых с полным превращением. Насекомые и их потомство. Развитие с полным превращением или развитие с метаморфозом. Яйцо. Тема урока «Типы развития насекомых». Бабочки. Личинка. Типы развития насекомых. Развитие насекомых с неполным превращением. Какие части насекомого изображены.
«Систематика цветковых растений» — Лилейные. Сравнение семейств. Крестоцветные. Розоцветные. Злаки. Сложноцветные. Цветковые растения. Пасленовые. Систематика отдела покрытосеменных растений. Диаграмма количества видов растений класса Двудольных. Систематика растений. Однодольные. Мотыльковые. Двудольные.
«Биология 7 класс»