Где расположена пустыня Такла-Макан Знакомство с уникальной пустыней
День 27. Урумчи
Урумчи — город с богатой историей, культурой и разнообразной этнической картиной. За время своего существования город не раз изменял название и статус, оставаясь все-же традиционно уйгурской (тюркской) территорией. Еще в конце V века император династии Тан основал здесь город Лунтай и приложил все усилия, чтобы превратить его в главный налоговый центр северной ветки Великого шелкового пути. В конце X — начале XI веков на территории Урумчи обосновался ислам. Китайское влияние усилилось только к началу XVIII века. Границы Китайской империи достигли южного берега озера Балхаш, а разросшийся Лунтай стал Дихуа, что в переводе означает «просвещение». Последнее переименование случилось в 1954 году: Дихуа получил китайско-уйгурское имя «Урумчи» (в переводе с др.-монгольского — «прекрасное пастбище»).
Уйгуры — необычный этнос. Они мало похожи на китайцев внешне. Носят национальные костюмы. Исповедуют ислам, соблюдают законы шариата, не едят свинины и прочей нехаляльной пищи. Язык, на котором они говорят, относится к тюркской языковой группе. Интересно, что среди местного населения есть много долгожителей, чей возраст превышает 100 лет.
Само наименование обозначает «объединенный» или «родственный». Именно из-за такой этнической сплоченности здесь ходят сепаратистские настроения и периодически случаются народные волнения. Для поддержания спокойствия в каждом крупном квартале дежурят военные на броневиках. Производит впечатление.
Самое интересное в восточном городе — базар. Здесь можно купить национальные сувениры, ковры, сладости, здесь находится мечеть, открытая для посещения, и площадь со всяческой едой. Но мы отойдем в сторону, на рынок, не предназначенный для туристов. Здесь — настоящий уйгурский колорит, смотрите сами.
Один из интересных видов уличного фастфуда, который мне удалось попробовать, — омлет со специями на палочке. Три минуты в специальных чугунных «пробирках», установленных на угольной печи, — и у вас в руках практически диетический фастфуд.
Урумчи — это потребительская Мекка. Сюда приезжают туристы за покупками, как некогда приезжали в Стамбул. Приезжают в основном казахи и русские — рядом граница. Здесь много рынков китайского ширпотреба, а также оптовые магазины одежды, техники, посуды, канцтоваров. Много вывесок на русском языке. А перемещаться по городу можно всего за 1 юань: сеть автобусов разделена на классические и межрайонные, работающие по принципу нашего метро, с турникетами и возможностью неограниченных пересадок между маршрутами. Таким образом ваш покорный слуга проехал весь город на пяти маршрутах всего за 2 юаня (туда и обратно).
Туристам, предпочитающим классические достопримечательности, можно посоветовать посетить живописный парк «Красная гора», находящийся в центре Урумчи. Найти его несложно. Основным ориентиром для вас будет огромная пагода в девять этажей, возвышающаяся на самой вершине горы. Подняться на гору удобнее всего на фуникулере.
Пройдено за день пешком 16 км.
День 26. Турфан Урумчи
Турфан — самый жаркий город Китая. Местные жители прозвали его «Огненная земля»: летом температура воздуха здесь достигает +50 °С в тени — и, как будто этого недостаточно, еще и сильные ветры случаются. Город расположен в Турфанской впадине, на 154 м ниже уровня моря (впадина Турфана является третьей в мире после котловины Мертвого моря и озера Ассаль в Африке). Давление внутри впадины отличается от давления за ее пределами, а быстрое движение потоков воздуха создает сильнейшие вихри.
Со всех сторон город окружен пустынями и горами, разрушенными средневековыми городами и остатками древних поселений. Чтобы не изжариться на солнце, прогулку по достопримечательностям надо начинать на рассвете. Определенно стоит посетить древний город Гаочан (I век н. э.). Он был построен на естественном плато, омываемом двумя реками, а дома в нем выдолблены в породе, образуя занимательный лабиринт улиц. Город был торговым форпостом на Великом шелковом пути.
Местность была обитаема и позднее. Так, археологами найдены саркофаги возрастом более 1000 лет, которые свидетельствуют о том, что люди жили здесь и в X веке.
Здесь можно увидеть древнейший потухший вулкан, последнее извержение которого произошло в XII веке. Возможно, именно его деятельность поспособствовала образованию низменности.
Самое низкое место впадины, как, собственно, и впадины Мертвого моря, и озера Ассаль, занято водой — так же соленой, процентное соотношение соли и воды здесь практически одинаково. Озеро носит название Айдин, то есть «лунное». Глубина его не превышает метра, и более подходящим кажется другое его название — солончак Боджанте.
Что касается собственно города — Турфан процветает. В первую очередь благодаря дошедшим до наших дней секретам кяризной ирригационной системы, представляющей собой многокилометровую систему водопровода и орошения, в которой собираются талые воды с окрестных гор. Зеленый оазис Турфана служит барьером от регулярно налетающих песчаных бурь. Здесь выращивают финики, виноград (самый сладкий сорт — кишмиш), гранаты, персики, абрикосы, шелковицу, яблоки, хлопок и даже пшеницу. Следует отметить, что оросительная система Турфанского оазиса стоит в одном ряду с такими чудесами китайского инженерного искусства, как Великая китайская стена и Большой канал.
Но вернемся к дороге. Недолгая дорога до Урумчи компенсировалась двухчасовой пятничной пробкой в самом городе, утопающем в таком редком для соседнего Турфана и, напротив, таком обычном для Урумчи ливне.
Пройдено за день 289 км.
Фотографии мумий и пустыни Такла-Макан
Смотреть фото этих тату
Им удалось обнаружить и раскопать поселения и погребения, оставленные около 2,5 тысяч лет назад и даже раньше. В синьцзяньских могилах были найдены мумии. Судя по всему, бальзамирование здесь не практиковалось, и консервация мягких тканей умерших произошла благодаря удачному стечению обстоятельств – прежде всего, сухому климату и тому же песку. В такла-маканских погребениях прекрасным образом сохранилась многоцветная одежда покойных, включая кожаную обувь, головные уборы и перчатки. Стало ясно, как эти люди одевались и как они выглядели. Сенсацией стали уже первые фотографии с раскопок, на которых были видны европеоидные лица усопших, причем с признаками, характерными для северных вариантов этой расы.
Одну из таких погребенных даже назвали «богемской горожанкой» – настолько не соответствовали ее одежда и внешний облик местным реалиям Таримской впадины. Но эти находки не удивили антропологов, давно говоривших о проникновении европеоидного населения в глубины Центральной Азии, начавшемся с глубокой древности. Рассуждая о европеоидах в центре Азии, ученые обычно вспоминают полумифических динлинов – высокорослый, голубоглазый и рыжеволосый народ из старых китайских хроник. А профессор Пеннсильванского университета Виктор Мэйр, участвовавший в раскопках, убежден, что поздние такла-маканцы вошли в китайские летописи под именем юэджей (Mair, 1995). Образцы митохондриальной ДНК, взятые от синьцзянских мумий, были изучены знаменитым генетиком Луиджи Ковалли-Сфорца и его коллегой Паоло Франкалацци. По предварительным результатам, древние жители Такла-Макана оказались ближе всего населению северо-запада Европы.
Другая сенсация поджидала специалистов после проведения радиоуглеродного датирования. Возраст мумий очень сильно различался: самая ранняя была погребена около четырех тысяч лет назад, самые поздние – за 200 лет до н. э.В инфракрасном излучении стали заметны стертые следы татуировок на поверхности кожи. Они покрывали лица, руки, пальцы, спину. Возможно, эти рисунки отражали социальный статус и даже половую принадлежность древних жителей Такла-Макана. Например, на скулах пожилой женщины можно видеть красные полосы и остатки геометрического орнамента в виде уголков. У мужчины на щеки были нанесены желтоватые, «солнечные» завитки – «полуспирали» (этому погребению около 3-х тысяч лет). Раскопавший могилу мужчины уйгурский археолог Долкун Кимбери видит связь между солярным знаком на виске мумии и индоевропейским культом бога Митры. Любопытно, что похожий орнамент был распространен в конце раннего железного века у жителей Минусинской котловины – носителей таштыкской культуры. Таштыкцы, бывшие, по мнению ученых, выходцами с более южных территорий, наносили спиралевидный орнамент на погребальные маски, закрывавшие лицо покойного.