Приспособление зайца к изменению среды обитания
Содержание:
Противоестественность смерти
Как ни любопытна история появления лунных пятен, все же главное в мифе, конечно, происхождение смерти. Для большинства развитых религий смерть является событием неизбежным и естественным, она — следствие высших законов мироздания. Но для племен сан это не так. Смерть оказывается событием случайным и сугубо негативным — никакой надежды на блаженное загробное будущее в мифе сан не заметно, хотя, конечно, представления о посмертной (не слишком веселой) жизни духов у них есть.
Мифы, как правило, связаны с ритуалом, а значит, отношение к смерти должно по идее отражаться в похоронном обряде. Так оно и есть.
Погребальные традиции койсанов — одни из самых простых в мире. Сейчас они трансформировались под влиянием христианства, но в прежние времена мертвеца предавали земле очень быстро, в течение дня после смерти, и очень просто. По сути, выкапывалась небольшая яма в земле, в которую клали покойника, придав ему позу спящего и присыпав сверху песком и землей. Как в большинстве культур мира, у койсанов принято было класть рядом с человеком какие-то принадлежавшие ему предметы: одежду, украшения и палки-копалки женщин-собирательниц, луки охотников-мужчин.
Практически все народы мира чтут могилы предков: недаром Пушкин (как не вспомнить его снова в главе про Африку?) пишет о любви к отеческим гробам, в которой сердце обретает пищу. Даже евразийские кочевники с их долгими маршрутами нередко ориентировались в своих путешествиях именно на кладбища, к которым непременно возвращались. Но к племенам сан это нимало не относится, эти пешие кочевники боялись жить рядом с могилами.
В чем причина? Именно в противоестественности смерти для сан. Это может показаться нормальным — никто из нас не испытывает восторга от перспективы собственной смерти или тем более смерти близких. Но все же большинство религий развитых обществ предполагает, что смерть — отнюдь не катастрофа; нередко даже наоборот: смерть — начало вечной жизни. Эта идея была знакома уже древним египтянам и до сегодняшнего дня остается фундаментом двух из трех мировых религий: христианства и ислама. В третьей, буддизме, смерть тоже не считается страшной, потому что существование человека в нашем иллюзорном мире так или иначе продолжится.
Но племена сан еще не дошли до идеи религиозной компенсации, соображения, что за скверную жизнь здесь тебя ждет хорошая жизнь там. Они просто поняли, что мертвые не воскресают, не возвращаются назад. И если ты не хочешь, чтоб с тобой случилось что-то дурное, держись от мертвецов подальше.
Даже австралийцы, герои нашей прошлой главы, более оптимистичны. Их мертвые умирают вместе с луной, но и возвращаются назад вместе с ней. Если у сан луна неопределенного пола, но скорее женщина и лишь иногда старик, то у австралийцев луна, как правило, мужчина, вечно умирающий и рождающийся. Вот как описывает один из таких мифов Е. М. Мелетинский:
Точно так же и сан бросали «назад, к востоку, ее лопатку», чтоб луна вернулась.
Ужасное существо
Для нашей культуры взгляд на зайца как злодея непривычен — у нас он обычно выступает в роли трусишки. Но для африканских культур это в порядке вещей. Не только племена сан, но и, например, весьма отдаленные от них йоруба, живущие в Западной Африке, считают зайца или кролика трикстером, хитрецом и обманщиком. Все мы, кстати, знакомы с этой точкой зрения, потому что перевезенные в Америку черные рабы привезли свои сказки с собой. Именно их западноафриканские истории составляют фольклорную основу приключений Братца Кролика из «Сказок дядюшки Римуса».
В действительности дело там было не только в зайце, но примета такая и правда существовала. Впрочем, у большинства европейских народов заяц был символом жизни и рождения, а не смерти — самый известный пример, конечно, пасхальный заяц.
Но у племен сан такая идея возникнуть не могла. Чаще всего они встречались с видом Bunolagusmonticularis. На русском его так и называют: «бушменов заяц». В отличие от большинства других видов, известных своей плодовитостью, бушменовы зайцы приносят потомство раз в году, детенышей у них мало, и на свет они появляются очень слабыми. Словом, на символ фертильности эти зайцы никак не тянут.
Почему у многих народов зайцы — символ коварства или добродушной хитрости? Может, дело в заячьей скидке, умении зайцев запутывать свои следы? Сложно сказать. Представления такого рода восходят к глубокой дописьменной древности. Зато связь зайцев с луной в мифах сан (или, например, в китайских мифах) объяснить несложно: бушменовы зайцы, как и многие другие представители этого семейства, ведут в основном ночной образ жизни. А значит, люди чаще всего могли их видеть именно при луне.
Размножение и потомство
В зависимости от климатических условий обитания, зайцы способны воспроизводить потомство до 4-х раз в год. В более холодных регионах зайцы успевают вывести всего один выводок зайчат, а вот в более теплых регионах это происходит намного чаще. В конце зимы, начале весны у зайцев начинается первый брачный период. Брачный период характеризуется тем, что самцы устраивают между собой поединки за право владеть самкой. Они могут подниматься во весь рост и боксировать передними лапами. Тот, кто одержал победу, начинает бегать вокруг самки, добиваясь внимания самки.
В этот период у зайцев отключается инстинкт самосохранения, и они практически забывают об опасности и могут не заметить приближения хищников. Самка вынашивает свое будущее потомство в течение 26-55 суток. По истечении этого периода на свет появляется несколько зайчат. Их количество зависит от условий обитания и может составлять до 11 детенышей.
Последние появляются на свет более массивными и более подготовленными к жизни, поскольку после появления на свет уже запросто могут прятаться в траве. Детенышей, которые появляются на свет в разные периоды сезона, называют по-разному.
Зайчат первого помета называют настовиками, а родившихся летом – травниками или летниками. Зайчат, которые появились на свет осенью – листопадниками. Еще совсем недавно многие считали, что зайчиха является плохой матерью, поскольку совсем не заботится о своем будущем потомстве. Считалось, что зайчиха кормит детенышей молоком всего один раз, после чего покидает их на произвол судьбы.
Естественно, что зайчата с голоду не умирают, поскольку их кормят другие зайчихи, которые оказываются рядом. Не все специалисты поддерживают данную точку зрения и считают, что зайчиха находится где-то рядом, пока зайчат необходимо кормить молоком. В случае угрозы, она вряд ли сможет защитить свое потомство. Самка кормит молоком свое потомство до тех пор, пока молодняк не перейдет полностью на питание растительностью. В зависимости от вида, зверьки стают половозрелыми уже в возрасте, 2-х с половиной месяцев или 2-х лет.
Природные враги
Независимо от условий обитания у зайцев достаточно много естественных врагов. Основными врагами считаются лисы и волки, а у зайцев, обитающих в более холодных климатических зонах, еще добавляются горностаи, рыси и т.д., в том числе хищные птицы, такие как орел, ястреб, филин. Зайцы, обитающие в более теплых климатических зонах, подвергаются нападению гиен, шакалов и т.д. Для зайцев, которые заселяют территорию вокруг населенных пунктов, опасность представляют собаки, в том числе и бездомные, а также домашние питомцы.
Ну, и, конечно же, основным врагом является человек, в виде охотников, которые охотятся на зайцев, поскольку у них достаточно вкусное мясо и ценный мех.
Среда обитания
Зайца можно встретить на любом континенте, за исключением Антарктиды. Даже в Арктике и на Аляске встречаются такие виды, как арктический беляк и Аляскинский заяц. На просторах нашей страны встречаются такие виды зайцев, как заяц-беляк, заяц-русак, заяц-толай и маньчжурский заяц. В зависимости от вида животного, зайцы населяют различные климатические зоны, начиная арктической тундрой и заканчивая влажными тропиками, в том числе в условиях засушливых пустынь и полупустынь. Зайцы встречаются везде, как на равнинной местности, так и в горах, на высотах до 5 тыс. метров.
Заяц-беляк, например, населяет лесистую местность, а некоторые другие виды предпочитают открытые пространства, вроде степей или полупустынь. Зайцы, по сравнению с кроликами, нор для себя не роют, но при этом могут заселить пустые норы, брошенные другими животными. Как правило, основная масса видов предпочитает вести оседлый образ жизни, но если в зимнее время имеются проблемы с пропитанием, то могут мигрировать, но на совсем небольшие расстояния.
В заключение
У зайцев действительно достаточно природных врагов, не считая природных катаклизмов, таких, как наводнения и пожары. Проблема усугубляется еще и тем, что зайцы не умеют плавать. А что касается пожаров, то у нас достаточно искусственных пожаров по весне, когда на свет появляются первые зайчата. Многие фермеры сжигают старую траву, да и не только фермеры. Зачастую трава просто поджигается «умными» гражданами, которых желательно серьезно за это наказать, как и тех же фермеров.
Другими словами, наибольшую опасность для зайцев представляет человек, который абсолютно бездумно уничтожает природу.
Зайцы – это уникальные животные, которые оказывается еще и изучены не в полной мере, поскольку до сих пор неизвестно, как выживают зайчата. Человек издавна охотится на этих зверьков из-за вкусного мяса и ценного мяса. Еще совсем не так давно, каких-то полсотни лет назад, были модными головные уборы из заячьего меха, а также женские шубы. В настоящее время они вышли из моды, но охота на зайцев не прекратилась, тем более что охотников стало намного больше. Довольно часто можно услышать жалобы охотников на то, что они сходили на охоту и не то, что зайцев, даже их следов не видели. К сожалению, они «не догоняют», что сейчас охотников больше, чем зайцев и другого зверья. Проблема связана еще и с тем, что жизнедеятельность человека лишает животных источников пропитания, а также мест, где животные могли бы укрыться от естественных врагов. Человек разрабатывает все новые территории, чтобы высаживать культурные растения. Кроме этого, он пользуется ядами и другой химией, что приводит к гибели животных.
Причем, это можно отнести не только к зайцам, а и к другим братьям нашим меньшим, которым приходится покидать насиженные годами места, с достаточным количеством пропитания. Поэтому, совсем неудивительно, что зайцы делают набеги на фермерские угодья, а также на дачи и на огороды владельцев частных участков. Зачастую на дачах все же остается часть урожая, что помогает зайцам пережить суровые условия зимы: там морковка завалялась, там остался кочанчик капусты и т.д.
Несмотря на высокую плодовитость, зайцы уже не в состоянии поддерживать свою численность. Разве, что на территориях, далеких от человека, а также в труднодоступных местах, куда человек не в состоянии доехать, поскольку почти у каждого охотника внедорожник. Другими словами, технический прогресс позволяет человеку в наше время забраться намного дальше в глубь зарослей, где привыкло прятаться всякое зверье.