Квезаль

Бог ацтеков Кецалькоатль- конкистадор или пришелец

Кецалькоатель – пожалуй самая загадочная фигура в мифологии ацтеков. Часто говорят, что индейскую цивилизацию погубило то, что они приняли испанского завоевателя за это божество. А другие не менее искренне верят в то, что настоящий Кецалькоатель это пришелец из космоса. Так где же всё-таки правда?

Что бы понять, кем может быть Пернатый змей Кецалькоатль, которому поклонялись ацтеки, следует внимательно изучить мифологию этого народа. Благо до нас она дошла в довольно подробном виде.

Ацтеки верили, что на заре мира верховный бог и богиня породили четырёх сыновей, прозванных Текскатлипоками. Каждый из них управлял своей стороной света, и поэтому имел отличительный цвет. Позднее красный Тескатлипока получил имя Шипе-Тотек, белый стал Кецалькоатлем, голубой Уицилопочтли. А чёрный так и сотался Тескатлипокой. Боги-братья занялись творением мира. Основную работу поручили двоим: Кецалькутль и Тескатлипоке ( в поздней версии –Уицилопочтли) Снапчала боги-демиурги создали огонь, потом половину солнца, которое «будуче не целым, светило не много, а мало». Далее сотворили мужчину и женщину. И приказывали, чтобы от них рождались люди, «и все ленились они, а всегда работали». Только после этого боги сотворили время, богов ада, небеса…… И, наконец воду, в которой вырастили чудовище. А из него сделали землю.

После этого боги заметили, что половина солнца светит слишком слабо. Тескатлипока стал солнцем, чтобы дать миру свет.

Соперничество братьев

Через несколько веков Кецалькоатль тоже захотел стать светилом.Он ударил Тескатлипоку большой палкой, от чего тот упал в воду. Блеск его погас. Тескатлипока превратился в ягуара – ночное животное – в отместку истребил гигантов. Кецалькоатль стал солнцем, землю заселили вновь, но Тескатлипока не смирился с поражением. Через некоторое время он в образе ягуара пробрался на небо и ударил лапой Кецелькоатля. Тот свалился с небесного трона. Начался ураган, многие люди были унесены ветром и погибли, а выжившие превратились в обезьян. Тескатлипока победил, олднако солнцем стал не он, а его протеже – бог дождя Тлалок. Спустя некоторое время обиженный Кецалькоатль послал огненный дождь. Люди снова погибли или превратились в индюков.

Миф о «белом бородатом боге» ещё в 30-е годы 20 века пытался развеять американский археолог Джордж Вайян: Монахи решили использовать этот миф как доказательство того, что апостол Фома посетил в свое время Мексику и обратил внимание на христинизацию жителей. Стремясь оправдать завоевание, монахи придавали огромное значение мифу о белокуром боге, обещавшем при прощании со своим народом вернуться к нему с востока по морю

Однако Кецалькоатль летописей долины Мехико никогда не был белокурым….» писал он.

Читать кецалькоатль

Литература

  • Кинжалов Р. В. Кетцалькоатль // Мифологический словарь/ Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.:Советская энциклопедия, 1990. — 672 с.
  • Boone, Elizabeth Hill. Incarnations of the Aztec Supernatural: The Image of Huitzilopochtli in Mexico and Europe. — Philadelphia, PA : American Philosophical Society, 1989. — ISBN 0-87169-792-0.
  • Burkhart, Louise M. Holy Wednesday: A Nahua Drama from Early Colonial Mexico. — Philadelphia : University of Pennsylvania Press, 1996. — ISBN 0-8122-1576-1.
  • Carrasco, David. Quetzalcoatl and the Irony of Empire: Myths and Prophecies in the Aztec Tradition. — Chicago, IL : University of Chicago Press, 1982. — ISBN 0-226-09487-1.
  • Florescano, Enrique. The Myth of Quetzalcoatl. — translation of El mito de Quetzalcóatl original Spanish-language. — Baltimore, MD : Johns Hopkins University Press, 1999. — ISBN 0-8018-7101-8.
  • Gillespie, Susan D. The Aztec Kings: The Construction of Rulership in Mexica History. — Tucson : University of Arizona Press, 1989. — ISBN 0-8165-1095-4.
  • Hodges, Blair  (недоступная ссылка). Life on Gold Plates (29 сентября 2008).
  • Knight, Alan. Mexico: From the Beginning to the Spanish Conquest. — pbk. — Cambridge : Cambridge University Press, 2002. — ISBN 0-521-89195-7.
  • Lafaye, Jacques. Quetzalcoatl and Guadalupe: The Formation of Mexican National Consciousness, 1531–1813. — Chicago : University of Chicago Press, 1987. — ISBN 0-226-46788-0.
  • Lawrence, D.H. The Plumed Serpent. — 1925.
  • Locke,Raymond Friday. The Book of the Navajo. — Hollaway House, 2001.
  • We People Here: Nahuatl Accounts of the Conquest of Mexico / Lockhart, James. — Berkeley : University of California Press, 1993. — ISBN 0-520-07875-6. (англ.)  (исп.)
  • Martínez, Jose Luis. Gerónimo de Mendieta (1980) (неопр.) // Estudios de Cultura Nahuatl. — 1980. — Т. 14.
  • Nicholson, H.B. Topiltzin Quetzalcoatl: the once and future lord of the Toltecs. — University Press of Colorado, 2001. — ISBN 0-87081-547-4.
  • Nicholson, H.B. The «Return of Quetzalcoatl»: did it play a role in the conquest of Mexico?. — Lancaster, CA : Labyrinthos, 2001.
  • Phelan, John Leddy. The Millennial Kingdom of the Franciscans in the New World. — University of California Press, 1970.
  • Pohl, John M.D. Creation Stories, Hero Cults, and Alliance Building: Postclassic Confederacies of Central and Southern Mexico from A.D. 1150–1458. In: The Postclassic Mesoamerican World. pp. 61–66. Edited by Michael Smith and Frances Berdan.. — University of Utah Press., 2003.
  • Pohl, John M.D., Virginia M. Fields, and Victoria L. Lyall. Children of the Plumed Serpent: The Legacy of Quetzalcoatl in Ancient Mexico: Introduction. In: Children of the Plumed Serpent: The Legacy of Quetzalcoatl in Ancient Mexico. pp. 15–49.. — Scala Publishers Ltd., 2012.
  • Restall, Matthew. Seven Myths of the Spanish Conquest. — Oxford and New York : Oxford University Press, 2003. — ISBN 0-19-516077-0.
  • Restall, Matthew (англ.)русск.. Topiltzin Quetzalcoatl: The Once and Future Lord of the Toltecs (review) (англ.) // Hispanic American Historical Review (англ.)русск. : journal. — 2003. — Vol. 83, no. 4.
  • Smith, Michael E. The Aztecs. — 2nd. — Malden, MA : Blackwell Publishing, 2003. — ISBN 0-631-23015-7.
  • Townsend, Camilla. No one said it was Quetzalcoatl:Listening to the Indians in the conquest of Mexico (англ.) // History Compass (англ.)русск. : journal. — 2003. — Vol. 1, no. 1.
  • Townsend, Camilla. Burying the White Gods:New perspectives on the Conquest of Mexico (англ.) // The American Historical Review : journal. — 2003. — Vol. 108, no. 3.

Первоисточники

  • Пресвитер Хуан; Антонио Перес; фрай Педро де лос Риос (глоссы). . www.kuprienko.info. — Украина, Киев, 2010. Перевод с испанского — А.Скромницкий, В.Талах. Дата обращения 11 ноября 2012.
  • Альва Иштлильшочитль, Фернандо де. . www.kuprienko.info (22 марта 2010). — пер. с исп. — В. Талах, Украина, Киев, 2010. Дата обращения 23 марта 2010.

Исторические личности

В Шочикалько (700—900 годы н. э.) правители стали связывать свою власть с именем Кетцалькоатля, изображения бога обрели больше человеческих черт. Со временем религию переняли тольтеки, и их правители стали использовать имя Кетцалькоатля. Тольтеки изображали Пернатого Бога человеком, обладающим божественными чертами, которые также связывают с их правителями. Самым известным из этих правителей был Се-Акатль Накшитль Топильцин Кетцалькоатль (науатль — Один Тростник Наш Повелитель Пернатый Змей) (923—47 либо 947—1000-е годы), легенды о котором практически неотделимы от легенд о Боге. В настоящее время наиболее признанной датой появления Кетцалькоатля в Туле (Толлане) считается 980-й год.

Согласно легендам, Кетцалькоатль правил в Туле более 20 лет. Великий правитель научил народ математике, медицине, астрономии, письму, ювелирному делу, ткачеству. С его именем связывалось изобретение шоколадного напитка, введение календаря с циклом в 52 года, изобретение канонов музыки и танца. Его синкретическая и пацифистская доктрина «тольтекойотля» («тольтекского духа») предусматривала запрет человеческих жертвоприношений, что категорически не принималось жреческой верхушкой. Чтобы ослабить недовольство отсутствием прежних кровавых ритуалов, правитель Толлана совершал публичное кровопускание собственной крови из ранок от уколов агавой. Сам Кецалькоатль воздействовал на соотечественников личным примером: вёл аскетический способ жизни, не гнушался физического труда, не употреблял опьяняющие напитки и сохранял целомудрие.

Преобразования Се Акатля Топильцина Кетцалькоатля встретили сопротивление консервативно настроенных жрецов традиционных культов, которые добились его изгнания из Тулы. Согласно традиции, этот уход произошёл по вине желавших (в отличие от великого правителя) введения обязательных человеческих жертвоприношений жрецов Уицилопочтли, Титлакауан и Тлакауэпан. Они воспользовались тем, что Кетцалькоатль был болен и предложили ему одурманивающее «лекарство» — алкогольный напиток октли. Приняв его, он обезумел и вступил в половую связь со своей сестрой Кетцальтепетль.

По одному из бытовавших преданий, он бросился в костёр и превратился в «Утреннюю звезду» — Венеру. Более популярная версия утверждает, что Кетцалькоатль достиг побережья «божественных вод» (современного Мексиканского залива), где построил «змеиный плот» и отправился на восток, в «центр моря». Прожив двадцать лет в Чолуле, он повёл своих соратников, которым было опасно оставаться на подконтрольной тольтекам территории, на земли, в которой угадывается полуостров Юкатан, где цивилизация классических майя доживала свои последние дни. О вторжении тольтеков на полуостров известно и из майяских сведений; тольтекским предводителем мог быть Топильцин Кетцалькоатль или кто-то из его сподвижников. Согласно Бартоломе де Лас Касасу, все двадцать вождей тольтеков подчинялись вождю Кукулькану, которого Диего де Ланда описывает как человека «добродушного, без жены и детей, почитавшегося после своего исхода из Мексики как бог».

Последний правитель Тулы, находясь в сложном внешнеполитическом положении, также принял имя Кетцалькоатля; разрушение города чичимеками в 1116 или 1174 («Семь Кролик») стало концом и его правления. Тольтеки связали Кетцалькоатля с собственным богом, Тецкатлипокой (Тескатлипокой), и сделали их равными соперниками и близнецами. В одной из легенд о Се Акатле говорится, что он считал своё лицо настолько безобразным, что отпустил длинную бороду, чтобы скрыть его, а позже стал носить белую маску. Легенда была несколько искажена, и на изображениях Кетцалькоатля часто стали изображать белобородым человеком.

Верховный бог у ацтеков

Кетцалькоатль (Кецалькоатль, Кетсалькоатль; Quetzalcoatl, «пернатый змей» ) — на языке науатль — имя божества древней Америки, один из главных богов ацтекского пантеона и пантеонов многих других цивилизаций Центральной Америки, а также имя, которое давали некоторым правителям толтеков.

Кетцалькоатль (Кецалькоатль, Кетсалькоатль; Quetzalcoatl, «пернатый змей» ) — на языке науатль — имя божества древней Америки, один из главных богов ацтекского пантеона и пантеонов многих других цивилизаций Центральной Америки, а также имя, которое давали некоторым правителям толтеков.

Aцтекский бог Кецалькоатль (Змей, покрытый драгоценными зелеными перьями птицы кецаль) — творец мира, создатель человечества и культуры, владыка стихий, бог Утренней звезды, покровитель жречества и науки — был самым популярным в пантеоне народов доиспанской Центральной Америки с ольмекской эпохи (ХII-VI вв. до н. э.). В ацтекской мифологии Кецалькоатль фигурирует и как земной правитель тольтекской столицы Толлан. Он добр и мудр, но его вечный соперник бог Тескатлипока, в конце концов, хитростью одерживает над ним победу, и добрый Кецалькоатль вынужден бежать на восток за море. Он обещал вернуться, и поэтому ацтеки первоначально приняли испанского конкистадора Ф. Кортеса за возвратившегося к ним Кецалькоатля.

Кецаль (кетсаль, кетцаль) — небольшая птица с ярко-изумрудным оперением, которое высоко ценилось в традиционных культурах Америки. Кетцаль — древний символ свободолюбия: эта птица не живёт в неволе.

Кетцалькоатль (Кецалькоатль, Кетсалькоатль; Quetzalcoatl, «пернатый змей») — на языке науатль — имя божества древней Америки, один из главных богов ацтекского пантеона и пантеонов других цивилизаций Центральной Америки, а также имя исторической личности.

Кецаль (кетсаль, кетцаль, квезал) — небольшая птица с ярко-изумрудным оперением, которое высоко ценилось в традиционных культурах Америки. Кетцаль — древний символ свободолюбия: эта птица не живёт в неволе.

Корни культа Змея уходят в глубокую древность. Змея олицетворяла землю и растительность, но это было в Теотиуакане, где змеи были изображены с перьями кетцаля. Более детальные изображения найдены в храме Кетцалькоатля, на которых можно видеть гремучую змею с длинными зелеными перьями кетцаля.

В Теотиуакане поклонялись Тлалоку, богу воды, в то время как Кетцалькоатль, как змея, олицетворял плодородие земли и был подчинен Тлалоку. После развития культа он стал самостоятельным.

Со временем Кетцалькоатль слился с другими божествами и перенял их свойства. Кетцалькоатль часто ассоциировался с Эхекатлем (Ээкатлем), богом воздуха, олицетворяя силы природы, а также ассоциировался с утренней звездой (под именем Тлауискальпантекутли (Тлауицкальпантекутли). (Двойник (науаль, нагваль) и близнец Кецалькоатля Шолотль — бог вечерней звезды. Ночью он переправляет через глубины подземного мира с запада на восток солнечный диск). Кетцалькоатль стал воплощением дождя, божественных вод и ветров, в то время как Тлалок был богом подземных и озерных вод, пещер и рек, а также растений. И наконец Кетцалькоатль стал одним из богов-создателей.

В Шочикалько правители стали связывать свою власть с именем Кетцалькоатля, изображения бога обрели больше человеческих черт. Со временем религию переняли толтеки, и их правители стали использовать имя Кетцалькоатля. Толтеки изображали Пернатого Бога человеком, обладающим божественными чертами, которые также связывают с их правителями.

Самым известным из этих правителей был Топильцин Се Акатль Кетцалькоатль, легенды о котором практически неотделимы от легенд о боге. Толтеки связали Кетцалькоатля с собственным богом, Тецкатлипокой (Тескатлипокой), и сделали их равными соперниками и близнецами. В одной из легенд о Се Акатле говорится, что он считал свое лицо настолько безобразным, что отпустил длинную бороду, чтобы скрыть его, а позже стал носить белую маску. Легенда была несколько искажена, и на изображениях Кетцалькоатля часто стали изображать белобородым человеком.

Поклонение Кетцалькоатлю включало принесение в жертву бабочек и колибри, а в поздний период культа в жертву приносили и людей.

Образ жизни

Большую часть времени квезали проводят высоко на деревьях, где занимаются обустройством гнезда или добыванием пропитания.

Питание птицы квазаль достаточно однообразное, из всего многообразия всевозможных плодов тропического леса она предпочитает плоды окотея, но что интересно есть разновидности этого дерева и некоторые плодоносят очень ядовитыми плодами сходными по силе с ядом курары.

Когда им нужен белок или просто не хватает традиционной еды могут закусить и пролетающими, проползающими мимо насекомыми и даже ящерками и лягушками. Интересно что птица может жить в высоких горах до трех тысяч метров и если начинается сезоны дождей спускаться в низовья тропического леса.

Квезали живут в тихих горных лесах на высоте от 1400 до 3000 м над уровнем моря. Здешние обитатели получают необходимую им влагу, используя дождевую воду и росу на листьях. Количество осадков за год может достигать 5000 мм. Тут растут крупные, покрытые эпифитами деревья, образующие плотный полог над подлеском из молодых деревьев и кустарников.

Когда самец квезаля наведывается в гнездо (обычно это дупло, покинутое прежними обитателями), то свои надхвостные перья он вынужден оставлять снаружи.

Заметить квезаля, который большую часть дня сидит неподвижно на ветке в ожидании случайной добычи, очень непросто. Когда какое-то насекомое подлетает достаточно близко, квезаль слетает с ветки, чтобы поймать его. Квезаль может спуститься и на землю, например, за древесной лягушкой. Также в его рацион входят фрукты.

Квезаля трудно увидеть еще и потому, что эти птицы очень редкие даже в местах исконного обитания. Участки гнездования очень большие и самцы ревностно их охраняют от чужаков. Посетитель горных лесов Гватемалы, Гондураса или Коста-Рики гораздо чаще может услышать печальную песню самца – “уии-о… уии-о… уии-о…”, чем увидеть певцов.

Лучшее место для наблюдения за скрытными квезалями — в лес ном пологе, образованном фруктовыми деревьями, куда за едой прилетает самец.

Дупло — жилье квезаля

Квезали гнездятся в дуплах деревьев. Раньше эти дупла служили приютом для других птиц, например, для дятла. Покинутое длило квезали обустраивают по своему вкусу или же сами выдалбливают дупла в стволах сухих деревьев. Обычно гнездо птицы располагается на высоте 4-10 м над землей. В Гватемале и Южной Мексике брачный период квезалей длится с марта по июнь, что совпадает с началом сезона дождей. Самка откладывает 2-3 голубых яйца. В течение 17-19 дней их насиживают оба родителя. Вероятно, самец и самка сменяют друг друга в гнезде два раза в день. За вылупившимися птенцами, которые на 14-30-й день оперяются, родители также ухаживают совместно.

Спина и крылья квезаля ярко-зеленые, однако такие броские оттенки оперения не помогают птице маскироваться в горном лесу. Чаще всего квезаля можно увидеть в полете.

Известно, что самцы охраняют территорию диаметром 700 м, в центре которой находится гнездо. Молодые птицы в возрасте около года линяют и приобретают взрослое оперение.

Описание

Длина до конца  — 35 см, такой же длины два самых длинных надхвостовых , два других пера покороче. Самец сверху ярко-зелёный с золотистым оттенком и с металлическим блеском. Перья на голове распушены в виде невысокого, но широкого хохла. Большие зелёные кроющие перья крыла удлинены и свисают над тёмными крыльями. Брюхо и подхвостье густого малинового цвета. Хвост снизу белый. К концу гнездового сезона оперение самца снашивается и теряет своё великолепие.

Самка лишена хохла и надхвостовых длинных перьев. Сверху зелёная, но без золотистого оттенка, снизу коричнево-бурая, хвост снизу испещрён бурыми полосками.

Культ

Поклонение Кетцалькоатлю первоначально противостояло человеческим жертвоприношениям и включало принесение в жертву бабочек и колибри. Только в поздний период культа (когда влияние Кетцалькоатля как политика сошло на нет) в жертву приносили и людей.

У тольтеков противником Пернатого Змея был Тескатлипока, который отправил Кетцалькоатля в изгнание. По другой версии Кецалькоатль добровольно уплыл на плоту из змей, пообещав вернуться. Широко распространенная (особенно в зарубежной литературе) версия об отождествлении ацтеками Кортеса с вернувшимся богом Кецалькоатлем по мнению В. И. Гуляева неверна.

Когда ацтеки переняли культуру тольтеков, Тескатлипока и Кетцалькоатль стали равными друг другу соперниками; Кетцалькоатля также звали Белым Тескатлипокой, в противоположность Чёрному Тескатлипоке. Вместе они создали мир, при этом Тескатлипока потерял стопу.

Во время прибытия в новые земли Эрнана Кортеса в 1519 году индейцы считали, что во второй раз снизошёл обиженный правитель. На эту мысль их натолкнули главные атрибуты европейцев: внешность (наличие бороды, которую носил Кетцалькоатль, а также белый оттенок кожи), неведомые животные (лошади). Кортес использовал эту легенду, чтобы покорить ацтеков.

Описание

Кетцаль – довольно крупная птица. Самцы достигают сорока сантиметров, а если учитывать хвост, то их длина и вовсе составляет шестьдесят с лишним сантиметров. При этом вес взрослой особи колеблется в районе двухсот пятидесяти граммов.

Кетцаль – самый крупный представитель семейства трогонообразных. Перья головы, спинки, верхней части шеи и крыльев имеют насыщенный зеленый оттенок. Грудь и живот окрашены в малиновый цвет. А перья хвоста имеют зеленовато-голубой переливающийся оттенок. При этом два самых длинных хвостовых пера изгибаются в изящную линию. У самца на голове также есть небольшой хохолок.

Считается, что птица имеет столь богатое оперение из-за того, что у нее очень тонкая и нежная кожа, которая подвержена различным повреждениям. К слову, многие считают, что красота кетцаля заключается не только в его ярких и блестящих перьях, но и в правильных пропорциях тела.

С необычным окрасом кетцаля связана одна легенда. В шестнадцатом веке на юге Гватемалы жил народ киче, которым правил смелый и сильный вождь Текун Уман. Когда на его земли вторглись испанцы, он не побоялся бросить им вызов. Правда, белых людей индейцы до этого не видели, и, возможно думали, что они чем-то кардинально отличаются от них.

Текун Уман вышел на бой с знаменитым конкистадором Педро де Альварадо. Вождь хорошо подготовился к сражению – он был весь украшенный перьями и облаченный в ритуальную одежду, а рядом с ним летел кетцаль, являвшийся его нагвалем (дух-хранитель). Испанец тоже не ударил в грязь лицом – он гордо восседал на коне в сверкающих новых доспехах.

К несчастью, Тукун Уман подумал, что Альварадо – невиданное доселе, огромное существо, он принял конкистадора и лошадь за единое целое. Индейский вождь смело ринулся в бой, выбрав своей целью коня. Животное было действительно убито, но Альварадо воспользовавшись ситуацией, пронзил грудь Текуна Умана копьем. Когда истекающий кровью вождь упал на землю, к нему на грудь сел его нагваль. Он еще долго оплакивал правителя и его грудка и живот окрасились в цвет крови, вот почему у кетцаля такое контрастное оперение.

ОСТАЛИСЬ ЛИ СЛЕДЫ ДУХОВНЫХ ЗНАНИЙ

На вопрос, были ли у Тольтеков в те времена духовные знания, убедительно ответит гениальная архитектура пирамиды Кукулькан, мы подробно писали о ней в статьях: «Умягчение злых сердец» и «Кукулькан» и повторяться здесь не имеет смысла. Храм был построен таким образом, что ежегодно в дни весеннего и осеннего равноденствия тень ступенчатых ребер ступенек пирамиды (7 шт. — 7 измерений) падает на балюстраду, при этом создается впечатление, что по пирамиде ползет змей. Несомненно, древним майя при этом казалось, что сам Кукулькан спускается на землю. Ступени символизировали мост Чинват, путь в духовный мир, и наравне с сакральной математикой и геометрией, заложенными в это уникальное сооружение, можно предположить, что  эта пирамида как божественный след, оставленный на планете высокодуховным существом, привычно называемым многими учитель или бодхисатва.

Размножение

В брачный сезон самец квезаля громкими криками призывает самку к выбранному им месту для устройства гнезда. Местом для гнезда обычно становится покинутое прежним хозяином дупло в стволе гнилого дерева, хотя изредка птицы делают дупла сами.

Самец описывает в воздухе широкие круги, издавая призывные крики. Партнёры делают гнездо сообща, после спаривания самка откладывает 2—4 круглых яйца с блестящей скорлупой. В течение 17—18 дней кладку насиживают оба родителя. Птенцы вылупляются голыми, но быстро покрываются . В первые дни жизни родители кормят птенцов насекомыми, а позднее начинают приносить фрукты, лягушек, улиток или ящериц. Молодь остаётся в гнезде около 20 дней, пока полностью не оперится, а половой зрелости достигает примерно в трёхлетнем возрасте.

УПОМИНАНИЕ О БОРОДАТОМ УЧИТЕЛЕ

Главный храм древнего города Чичен-Ицы был посвящен Кукулькану (на фото выше), покровителю тольтеков, и еще раз повторимся, они глубоко почитали его как Бога. Традиция называет его еще «бородатым белым богом», похожим на европейца, поэтому индейцы с такой открытостью и  доверчивостью отнеслись к испанским конкистадорам — их появление они приняли за возвращение Кецалькоатля и спутников. Но что еще интересно, на территории Чичен-Ицы расположен также храм Бородатого Человека, именуемый так официально, Temple of the Beared Man. Он на фото ниже:

Мексика, древный город Чичен-Ица, храм Бородатого Человека, Temple of the Beared Man.

Не лишним будет привести цитату из книги «Запрещённая история или Колумб Америку не открывал» (Жуков Андрей, Непомнящий Николай):

В общем, определенно можно говорить об одном, бородатый учитель (или учителя) были людьми приезжими, и точных сведений, в каких именно годах они окультуривали индейцев, мы вряд ли сегодня отыщем. Потому фиксируем X-XI век и идем дальше, ведь мы и не ставим перед собой задачи докопаться до истины, наша цель отметить на географической и хронологической картах соответствующие нашей гипотезе маркеры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector