А до неба

Содержание:

О виде животного

Як — один из крупнейших представителей семейства полорогих родом из Тибетских гор.

Характерные особенности яков:

  • Массивное длинное тело с тяжелой головой и короткими ногами.
  • Холку яка украшает горб средних размеров.
  • Длинные рога — гордость яков: широко расставленные и изогнутые, они могут достигать метра в длину.
  • От суровых погодных условий яков защищает длинная густая шерсть темно-бурого цвета, достающая почти до копыт.
  • Хвост яка похож на хвост лошади, с достаточно жесткими волосами.

Своими параметрами як внушает почтенный страх, и немудрено: два метра роста и вес до тонны. Взрослый самец легко может вырасти до 4,5 метров в длину, и это не предел. Самки, как правило, в 1,5–2 раза меньше самцов. Внешне як похож на нескольких животных сразу: это и могучий бык, и конь, и зубр, и даже коза. Что характерно, если як чем-то недоволен, он начинает хрюкать, что роднит его еще и со свиньей.

Для жизни яки облюбовали горные местности, причем людей там быть не должно. Именно поэтому эти животные предпочитают забираться повыше: человеку в высокогорных районах даже дышать проблематично, тем лучше для яка. Рацион яков небогат: травы, мхи и лишайники.

Взрослые яки живут группами вместе с молодняком, старые самцы предпочитают уединение. Брачный период у яков начинается с приходом осени. Как и многие другие крупные рогатые, яки яростно бьются за самку, с разницей лишь в том, что соперники стремятся нанести друг другу удар рогами в бок. Само собой, часто такие драки заканчиваются смертью одного из самцов, но в основном расходятся яки, нанеся друг другу пару ранений. В период гона яки громко ревут, что компенсирует их редкостную молчаливость в остальное время. Самка яка приносит по одному детенышу каждые 2 года после 9-месячной беременности. Первый год жизни малыш ни на шаг не отходит от мамы. Вместе с половой зрелостью к 6–8 годам к молодым быкам приходит и полная самостоятельность. Живут яки до 25 лет. Предприимчивые жители горных местностей давно одомашнили яков, ведь те неприхотливы в быту, при этом дают отличное молоко, шерсть и хорошо переносят нагрузки.

Интересные факты о яках:

  • По свидетельствам историков, як был одомашнен еще в I тысячелетии до нашей эры.
  • В тибетских летописях яки упоминаются как чрезвычайно опасные для человека животные — «великое зло».
  • У яка практически нет потовых желез: на тех высотах, что он обитает, они ему не очень-то и нужны.
  • Занятный парадокс: дикие яки свирепы, как черти, при этом они являются самыми одомашненными животными дикой природы.
  • Селекционеры умудрились скрестить яка с домашней коровой, получив на выходе существо под названием «хайнык».

Development

A June 1950 Council of Ministers directive ordered Yakovlev to develop a supersonic fighter that used the 50 kN (11,000 lbf) Lyul’ka AL-5 axial compressor turbojet. Based on a recommendation from one of TsAGI aerodynamicists, Yakovlev was directed to use the rhomboid or cropped delta-shaped wing covered in captured German research. The directive was extremely ambitious as it required the maximum speed to be Mach 1.7 at a time when the world speed record was barely over the sound barrier. This requirement had to be revised when the AL-5 was delayed and a substitute engine had to be chosen. No other Soviet turbojet offered the same sort of power as the AL-5 so the project was recast as a technology demonstrator to evaluate the novel wing aerodynamics. The 15.9 kN (3,600 lbf) Klimov RD-500 was chosen and the maximum speed was expected to be 1,100 km/h (680 mph) at a takeoff weight of 2,407 kg (5,307 lb).

The Yak-1000 had a circular-section, semi-monocoque fuselage with the engine air intake in the nose. The engine was mounted behind the pressurized cockpit and exhausted through a long tailpipe in the rear fuselage. Two air brakes were fitted to the underside of the rear fuselage. Forward and rear fuel tanks held 430 litres (95 imp gal; 110 US gal) and 167 litres (37 imp gal; 44 US gal) respectively. The entire rear fuselage and tail were removable to allow access to the engine.

The three-spar wings were the most significant new feature on the Yak-1000. Small and rhomboid-shaped, they had an aspect ratio of only 1.46 with 60° leading-edge sweepback with 51°11′ sweepback at quarter chord. The thickness/chord ratio was a remarkable 3.4% at the root and 4.5% at the tip. Skin was 1.5mm thick Duralumin. The trailing edge was swept forward 11° and consisted of a full-span flap with inset ailerons.

The delta-shaped horizontal stabilizer was set low on the tail and was shaped much like the wing, with 5% thickness. The rudder was tiny, as were the mass-balanced elevators. The tandem «velosipednoye» (bicycle) undercarriage legs, similar to those of the Yak-50, retracted aft, although the forward wheel remained exposed when retracted. Small outrigger struts retracted aft into underwing fairings set at mid-span. On the ground the Yak-1000 had a pronounced nose-high attitude, and the single nosewheel was steerable.

Самолет Як-55 — видео

https://youtube.com/watch?v=frnrRgOA3iM

Вектор тяги двигателя расположен в плоскости хорд крыла и горизонтального оперения. Это позволяет существенно улучшить качество выполнения фигур обратного пилотажа и некоторых других фигур, а также получить практически одинаковые усилия на ручке управления на прямом и обратном пилотаже. По сравнению с самолетом Як-50 самолет Як-55 имеет меньший взлетный вес, что при той же мощности двигателя (360 л.с.) обеспечивает более высокую энерговооруженность. Удельная нагрузка на крыло у самолета Як-55 приблизительно на 20% ниже, чем у самолета Як-50. Это дает возможность выполнять фигуры пилотажа с меньшими перегрузками и меньшими радиусами при той же перегрузке.

По аэродинамической схеме самолет представляет собой одномоторный моноплан со среднерасположенным свободнонесущим крылом симметричного профиля. Конструкция самолета Як-55 — цельнометаллическая, выполненная из алюминиевых сплавов. Фюзеляж типа полумонокок. Крыло самолета выполнено по однолонжеронной схеме с работающей обшивкой и состоит из двух отъемных консолей. Каждая консоль снабжена двухсекционным элероном. Крыло самолета составлено из набора специальных аэродинамических профилей с относительной толщиной 18% и большим радиусом носка. Это позволяет добиться высоких значений коэффициента подъемной силы и хороших характеристик сваливания самолета. Шасси самолета не убирающееся, трехопорной схемы с хвостовым колесом. Фонарь кабины летчика имеет обтекаемую каплевидную форму и обеспечивает хороший обзор при пилотировании и рулении самолета по земле.

Силовая установка аналогична силовой установке самолетов Як-50 и Як-52 и состоит из двигателя М-14П. Топливная система состоит из двух топливных баков, расположенных в консолях крыла, и расходного бака, расположенного под полом кабины.

Самолет Як-55 был запущен в серийное производство в 1985 г. Самолеты участвовали во многих чемпионатах мира по высшему пилотажу, где были выявлены как сильные, так и слабые их стороны. С учетом замечаний и пожеланий летчиков сборной СССР по высшему пилотажу была разработана модификация Як-55М. На нем были укорочены консоли крыла, установлены зависающие элероны, что привело к увеличению скорости вращения по продольной оси. Всего выпущено более 100 машин обеих модификаций.

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

Operational history

The prototype was completed on 27 February 1951 and it began taxiing trials on 2 March. On the following day it was taxiing at speed up to 250 km/h (160 mph), but was blown off the runway when a strong crosswind caused the aircraft to bank which compressed the strut on the opposite side. This forced the aircraft to veer off the runway when the ailerons proved ineffective at countering the bank and the consequent damage forced the testing to be suspended. Some development was done to try to remedy the problems with instability already revealed, but Yakovlev was unenthusiastic about the whole project and it was cancelled in October 1951.

This decision was considered wise as the peculiar aerodynamics of delta wings would take the Soviets about another five years of experiments to validate in the Mikoyan-Gurevich Ye-4 prototype of the Mikoyan-Gurevich MiG-21 and the Sukhoi T-3 delta-winged aircraft which both first flew in 1955–56.

Had the aircraft met its design expectations, it was planned that the aircraft would reach Mach 1.65 (1,750 km/h, 1,087 mph) without afterburner, and Mach 1.88 with afterburner.

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Характеристики хайнаков

Работы по выведению хайнаков осуществлялись с 1990 года. В естественных условиях такие гибриды получаются крайне редко. Самцов хайнака называют дзо, а самок – дзомо.

Продолжительность жизни хайныка доходит до 36 лет, при этом он ежегодно дает приплод. За жизнь эти гибриды дают на 9 телят больше, чем обыкновенные коровы. Хайнак за год дает 5400 литров молока, а одна полновозрастная корова в среднем дает не более 4500 литров молока. При этом молоко хайнака имеет жирность 3,2%. Мяса с туши получается на 150-200 килограммов. Мех и кожа у этих гибридов особенно прочные. Самцы хайнаков стерильные, то есть они не дают потомства.

Хайнаков используют в сельском хозяйстве, так как качество их молока, а также продуктивность этих животных гораздо выше, чем обычных коров.

Хайнаки по размеру больше яков, они имеют более короткую шерсть. Гибриды, как и яки, очень выносливые, они могут пастись на высокогорных пастбищах. У самцов очень свирепый характер, после кастрации они становятся еще сильнее, поэтому их используют в качестве рабочего скота для перевозки тяжелых грузов. Один вол способен перевозить около 6-ти центнеров.

При скрещивании монгольского быка и самки яка получается гибрид золотой хайнак или алтан хайнак. А при скрещивании монгольской коровы с яком получается гибрид, которого именуют серебряным хайнаком. Физическая сила золотого хайнака выше, чем у серебряного.

У самок яков и коров сроки вынашивания гибридов различаются. Самка яка вынашивает гибридный плод 9 месяцев, а корова – 8 месяцев.

Гибриды более выносливы и продуктивны, нежели домашние коровки.

Хайнаги в отличие от яков способны жить не только среди высоких гор, но и в низменностях. Они паслись в Тункинском районе и в Санагинской долине, где высота не превышает 1000 метров над морем.

В низменных местах климатические условия более благоприятные, поэтому хайнаков просто разводить.

Тактико-технические характеристики Як-55

— Главный конструктор: Ю. И. Янкевич- Первый полёт: 28 мая 1981 года- Единиц произведено: 214

Экипаж Як-55

— 1 человек

Размеры Як-55

— Длина: 7.507 м- Высота на стоянке: 2.20 м- Размах крыла: 9 м / 8.10 м- Площадь крыла: 14.80 м² / 12.80 м²

Вес Як-55

— Масса пустого: 550 кг- Максимальная взлётная в тренировочном варианте: 870 кг / 855 кг- Максимальная взлётная в перегонном варианте: 975 кг- Запас топлива: 140 л

Двигатель Як-55

— 1 ПД М-14П- Мощность: 1 х 360

Скорость Як-55

— Максимальная взлётная по прибору: 450 км/ч- Максимальная взлётная у земли: 290 км/ч / 305 км/ч- Максимальная взлётная пилотирования: 360 км/ч

— Максимальная вертикальная скорость на взлётном режиме у земли: 15.5 м/с- Максимальная вертикальная скорость на номинальном режиме у земли: 10.0 м/с- Максимальная вертикальная скорость на высоте 1000 м: 8.5 м/с- Максимальная вертикальная скоростьна высоте 3000 м: 5.2 м/с

— Максимальная скорость вращения вокруг продольной оси: 4 рад/с / 6 рад/с

— Длина разбега: 150 м- Длина пробега: 465 м

Дальность полёта Як-55

— 705 км

Практический потолок Як-55

— 4000 м

Продолжительность полета Як-55

— 2 часа

Фото Як-55

Похожее

Ан-24 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ил-96 Скорость. Размеры. Вместимость. История. Грузоподъемность

Як-40 Двигатель. Размеры. Вместимость. Дальность полета. Практический потолок. История

Ту-154 Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. Расход топлива. История

Ан-148 Скорость. Стоимость. Размеры. История. Вместимость. Расход топлива

Ту-144 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ил-62 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ил-18 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ил-14 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Ан-14 Пчёлка Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. История. Грузоподъемность

Ан-2 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Ту-114 Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. История. Грузоподъемность

Ил-114 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Ан-3 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Як-42 Скорость. Размеры. Вместимость. Расход топлива. История. Дальность полета

Ту-334 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Дальность полета

Як-12 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Грузоподъемность

Як-52 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Ту-204 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. Расход топлива. Цена

Су-29 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Ту-104 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Ил-86 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Су-31 Скорость. Стоимость. Размеры. История. Грузоподъемность

Ту-134 Скорость. Размеры. Вместимость. Расход топлива. История. Дальность полета

Ту-124 Скорость. Размеры. Вместимость. Вес. История. Дальность полета

Ан-10 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Грузоподъемность

Ан-140 Скорость. Стоимость. Размеры. Вместимость. Расход топлива. История

Бе-30 / Бе-32К Двигатель. Скорость. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

Ан-38 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Дальность полета

Ил-103 Двигатель. Размеры. Вместимость. Грузоподъемность. Дальность полета. Практический потолок

Бe-103 Скорость. Стоимость. Размеры. Вес. История. Вместимость

АНТ-20 Максим Горький Скорость. История. Двигатель. Размеры. Дальность полета

Як-58 Скорость. Размеры. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-26 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок

ЛК-1 (НИАИ-1 Фанера-2) История. Размеры. Двигатель. Дальность полета

МиГ-8 Утка Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Ту-110 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История

Як-50 Скорость. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Авиатика-МАИ-890 Двигатель. Размеры. Скорость. Дальность полета. Практический потолок

АНТ-35 (ПС-35) Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Як-55 Скорость. Размеры. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ил-12 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет К-5 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Як-53 Размеры. Дальность полета. Вес. Практический потолок

ХАИ-1 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

МАИ-223 Китенок Фото. Видео. Характеристики. Двигатель

АИР-6 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

ПС-89 (ЗИГ-1) Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

САМ-5 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет Сталь-3 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Самолет АНТ-1 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Самолет У-8 Конек-Горбунок История. Размеры. Двигатель

Самолет К-1 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Ортом второе поколение гибридов

При оплодотворении самки хайнака монгольским быком получается ортом. Буряты старались избавляться от ортомов, поскольку они гораздо мельче монгольских коров, имеют небольшую продуктивность молока, кроме того не переносят холода. От ортомов рождается поколение еще хуже приспособленное к жизни и с меньшим весом. Такое потомство получило название «водяное брюхо».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1. Лигр (самец льва + самка тигра)

Фото: ohmyimaginaryfriend

Ходят слухи о существовании диких лигров, но, насколько нам известно, они обитают лишь в неволе, где их намеренно разводят. Животные очень быстро вырастают до крупных размеров и считаются самыми большими кошками в мире. На фото Геркулес, крупнейший представитель кошачьих на Земле из ныне живущих. Он весит более 410 килограммов. (Источник.)

2. Тигон (самец тигра + львица)

Фото: ohmyimaginaryfriend

И всё это ещё не всё. Оказывается, лигры и тигоны также производят потомство. (Источник)

Фото: firenze.repubblica.it

На фото выше вариация зеброида зебра + осёл. (Источник)

4. Яглион (самец ягуара + самка льва)

Фото: bearcreeksanctuary.com

Редкое сочетание. На фотографиях Джазара и Цунами, родившиеся в канадском заповеднике Bear Creek Wildlife Sanctuar, Онтарио. (Источник)

5. Базлы (бараны + козлы)

Фото: My Petting Zoo

Ещё одно редкостное животное. У козы 60 хромосом, а у овцы 54. Потомство, полученное в результате скрещивания барана с козой или козла с овцой, обычно бывает мертворожденным. (Источник)

6. Гролар (англ. grizzly + polar) или полярный гризли (полярный медведь + бурый медведь)

Фото: dpa

Такой межвидовый гибрид медведя встречается и в зоопарках, и в дикой природе. (Источник)

7. Койволк (койот +волк)

Фото: Anne Marie Fraser

Койоты и восточные волки (североамериканский лесной волк) начали отличаться всего 150-300 000 лет назад, и оба вида способны производить потомство. Койволк сочетает много общих поведенческих характеристик от койота и от волка. (Источник)

8. Зеброид (зебра + любой представитель семейства лошадиные)

Фото: panoramio.com

Дарвин одним из первых заговорил о зеброидах как о буйных животных, которых сложно приручить. Они агрессивнее лошадей. (Источник)

9. Кошка саванна (домашняя кошка + африканский сервал)

Фото: nitewindes.com

Эти прекрасные существа преданны как собаки, играют в мяч, не боятся воды и прекрасно уживаются с другими питомцами. Саванны очень дорогие животные. (Источник)

10. Косаткодельфин (самец малой чёрной косатки + самка дельфина из рода Афалины)

Фото: sbingham.seabird

Чёрные косатки на самом деле относятся к тому же семейству, что и дельфины, но гибрид этих животных встречается крайне редко. Ныне известно о существовании всего одного косаткодельфина в неволе. (Источник)

11. Бифало (от англ. beef — «корова» и buffalo — «бизон»)

Фото: beefalo.bandcamp.com

Этот гибрид бизона и коровы известен с 1800 года. К сожалению, учёные полагают, что в результате скрещивания чистокровных диких бизонов осталось всего четыре стада. (Источник)

12. Лошак (самка осла + самец лошади)

Они немного меньше мулов и гораздо менее распространены. (Источник)

13. Нарлуга (нарвал + белуга)

Этот гибрид встречается крайне редко. В последнее время замечен в Северной Атлантике.

14. Кама (одногорбый верблюд + лама)

Фото: craigwright

Это животное ради меха впервые вывели в 1998 году в Camel Reproduction Centre в Дубае при помощи искусственного осеменения. Вывели всего пять особей. (Источник)

15. Хайнак (дзо) (корова + дикий як)

Фото: tomato umlaut

Этот гибрид крупнее и сильнее, чем коровы и яки по отдельности. Хайнак ценится в Тибете и Монголии за мясо и молоко. (Источник)

16. Леопон (самец леопарда + самка льва)

Эти прекрасные животные встречаются только в неволе. (Источник)

17. Мулард (селезни мускусных уток + домашние утки)

Фото: prodejdrubeze.cz

Их разводят для производства мяса, но муларды не дают потомство. (Источник)

18. Зуброн (корова + зубр)

Як

Як известен в диком состоянии. Этот бык сложен очень крепко. Длина его тела дости­гает 4,25 метров, высота — 1 метра 90 сантимет­ров. Голова его широка, узкие ноздри напра­влены косо вперед, уши маленькие и густо обросли шерстью. Рога, направленные вперед и вверх, бывают до 80 сантиметров длины. На задней стороне шеи и в передней части холки як имеет небольшой горб; хвост длинный и оканчивается пушистой кистью волос; ноги короткие и сильные, копыта большие и широ­ко раздвинутые. Черный мех яка на спине от­ливает бурым цветом и состоит преимуществен­но из тонких и длинных волос, которые на лбу и затылке закручиваются, а на груди и по сто­ронам тела свешиваются в виде мягкой волни­стой гривы, почти достигающей земли.

Суровые нагорья Тибета от 4 ООО до 6 ООО метров высоты над уровнем моря и все приле­гающие к ним высоты — родина дикого яка. Он боится тепла больше, чем холода. Ложась отдыхать, он выбирает покрытое снегом место; если же снега нет, то як разгребает копытами землю и устраивает себе лежку. Длинные во­лосы, свисающие по бокам в виде бахромы, предохраняют яка от холода и служат под­стилкой при лежании на снегу. В искусстве взбираться на горы як может соперничать с ди­кими баранами и каменными козлами. Он с та­кой же уверенностью и быстротой, как они, ходит по самым неприступным скалам. Зато на ровном месте его нагонит любая лошадь.

Самка приносит одного теленка и целый год усердно за ним ухаживает. По сообщениям Н. М. Пржевальского и других путешествен­ников по Центральной Азии, як легко перено­сит ранения, поэтому и охота на него не лише­на опасности. Однако, охотника в трудных слу­чаях спасают тупость и нерешительность этого могучего животного.

Во всех горных местах Центральной Азии жители держат у себя ручных яков, которые отличаются от диких только меньшим ростом и окраской. У нас домашних яков держат в Кир­гизской республике и на Алтае. Это очень по­лезные домашние животные. Но и домашние яки способны размножаться только в холод­ном высокогорном поясе; в более теплом кли­мате они быстро гибнут.

Як хорошо относится к тем людям, которых знает. Он позволяет себя гладить и водить на поводу, продетом через кольцо, которое вста­влено ему в ноздри. При приближении же незна­комого человека як иногда принимает оборони­тельное положение, что указывает на дикость, еще не исчезнувшую у этого животного и в до­машнем состоянии. Домашними яками жители Тибета пользуются для верховой езды и для перевозки вьюков. Это животное без труда несет груз в 100—150 килограммов через снеж­ные поля или по крутым склонам гор. В Средней Азии только благодаря якам и можно пере­правлять грузы через высокие горные перевалы. В разреженном воздухе этих возвышенностей, где остальные животные слабеют, яки, видимо, чувствуют себя хорошо и двигаются вполне уверенно.

Молоко и мясо домашних яков одинаково хороши. Шкуры их идут на выделку кож, а из шерсти приготовляют материи. Из хвоста яка делают высокие султаны, которые ценятся в не­которых восточных странах в качестве военного украшения. В зоологических садах Европы яки выживают довольно хорошо.

Размножение и брачный период быков

Самцы вдвое крупнее самки и весят от 0,95 до 1 тонны. Самка носит плод 9 месяцев. Детеныши находятся возле матери до года. Половое созревание наступает в 6-8 лет. Живёт як в среднем 25-30 лет. Агрессивный, особенно во время брачного периода, который приходится на сентябрь-октябрь. В это время они примыкают к стаду коров. Между самцами случаются тяжёлые поединки.

Як использует рога, чтобы пробить соперника вбок, и этим отличается от других полорогих животных. При нападении самец высоко держит голову и развивает похожий на лошадиный хвост. Не умеет реветь и мычать, а только издаёт хрюканье, когда злится. Это относится к домашним породам, дикие яки – молчаливы. В период беременности самец покидает беременную самку. Одомашненные животные хорошо дрессируются, встречаются в цирках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector