Царство растений методическая разработка по окружающему миру 3 класс по теме

Хвощевидные

Хвощи — это высшие споровые многолетние травянистые лесные растения размером 40-60 см (некоторые виды — до 10-12 м). Были широко распространены в палеозое. В настоящее время представлены одним родом — хвощом, который насчитывает около 20 видов. Распространены везде, кроме Австралии и Новой Зеландии. Растут на полях, лугах, болотах, по берегам водоемов, реже на сухих песчаных почвах в сосновых лесах. Жизненный цикл осуществляется с чередованием поколений и подобен жизненному циклу папоротников. Основная жизненная форма — диплоидный спорофит.

Особенности строения. Хвощи имеют членистое, ветвистое корневище с придаточными корнями. Надземные побеги — обычно двух видов: вегетативные (зеленые, летние) и спороносные (бурые, неветвящиеся, весенние, несущие на верхушке спороносный колосок). Для хвощей характерно членение стебля на четко выраженные ребристые междоузлия и вздутые узлы, к которым прикрепляются мутовки боковых побегов. Чешуевидные листья также располагаются мутовчато, срастаясь между собой в трубку почти до самой верхушки. Листья не способны к фотосинтезу, эту функцию выполняет зеленый стебель и побеги, имеющие хорошо развитую ассимиляционную ткань, сосудисто-волокнистые проводящие пучки и содержащие участки механической ткани.

Размножение. Хвощи размножаются при помощи спор, образующихся в специальных колосках, развивающихся либо на спороносных, либо на обычных побегах. Из спор после их падения на землю вырастают заростки (половое поколение), на которых затем формируются архегонии и антеридии, где созревают гаметы. Оплодотворение происходит в капельно-жидкой среде. После него образуется зигота, затем формируется спора, из которой прорастает взрослое растение — спорофит.

Значение. Хвощ полевой используется как лекарственное растение в качестве мочегонного и кровеостанавливающего средства. Некоторые виды хвоща используются для чистки посуды и мебели. Хвощ болотный ядовит для животных, хвощ полевой является трудноискоренимым сорняком.

Видоизменения побегов, стеблей, листьев, почек

Видоизмененные побеги — побеги, у которых стебель, листья, почки (или все вместе) необратимо меняют свои функции и, как следствие, свою форму.

Подземные видоизмененные побеги — побеги, находящиеся под землей и обеспечивающие перезимовку растений и накопление питательных веществ (корневище, клубень, луковица, клубнелуковица).

Корневище — видоизмененный, многолетний, подземный, внешне похожий на корень, растущий горизонтально побег с узлами, междоузлиями, чешуевидными листьями, верхушечной и пазушными почками (корневой чехлик отсутствует) и служащий для вегетативного размножения, возобновления и запасания питательных веществ (пырей, ландыш).

Клубень — видоизмененный подземный побег, представляющий собой утолщение с сильно развитой запасающей паренхимой на верхушке столона, имеющий верхушечную и пазушные почки (глазки) и служащий для запасания питательных веществ и вегетативного размножения (картофель).

Луковица — подземный укороченный побег с сочными, сильно разрастающимися чешуевидными листьями, прикрепленными к короткому стеблю, называемому донцем. На верхушке донца располагается верхушечная почка, а в пазухах сочных листьевчешуй — боковые почки, дающие начало молодым луковицам-деткам (лук, чеснок). Снаружи луковица обычно покрыта сухими чешуями, выполняющими защитную функцию.

■ Функции луковицы: запасающая (в сочных листьях-чешуях) и вегетативного размножения.

■ Луковицы могут формироваться как видоизменения не только подземных, но и наземных побегов (примеры, у некоторых лилий луковички формируются в пазухах листа, а у некоторых видов лука — в соцветиях).

Детка луковицы — разросшаяся боковая почка, отделившаяся от луковицы (лук, гладиолус).

Клубнелуковица — видоизмененный побег, похожий на луковицу, покрытый снаружи сухими чешуями и имеющий сильно разросшееся донце, в котором (в отличие от луковицы) запасаются питательные вещества (гладиолус, крокусы).

Надземные видоизменения побегов, стеблей, листьев, почек: колючки, кочаны, усы, мясистые листья, части цветка (чашелистики, лепестки, тычинки, пестики), ловчие аппараты и др.

Колючка — острый, твердый, одревесневший, видоизмененный побег (пример: боярышник), прилистник (пример: белая акация) или лист (пример: кактус), служащий для защиты от поедания животными или для уменьшения испарения.

Кочан — видоизмененный зачаточный побег (гигантская почка) с многочисленными толстыми, перекрывающими друг друга листьями, почти лишенными хлоропластов (пример: капуста).

Усы — длинные, тонкие, надземные, ползучие видоизменения побега или листа, образующие на верхушках розеточные побеги, укореняющиеся с помощью придаточных корней (пример: земляника); надземные столоны, служат для вегетативного размножения путем захвата территории.

Ловчие аппараты — видоизмененные листья, образующиеся у насекомоядных растений (примеры: росянка круглолистая, пузырчатка обыкновенная) и служащие для захвата и переваривания насекомых с целью восполнения недостатка питательных веществ в почве.

Столон — длинный, тонкий, недолговечный, не содержащий запасов питательных веществ видоизмененный побег с протяженными междоузлиями и чешуевидными, бесцветными, иногда зелеными листьями; служит для вегетативного размножения и расселения растений.

■ На подземных столонах обычно образуются клубни или луковицы. Надземные столоны — усы.

История ботаники

Ботаника — это раздел науки о растениях. Как науку ботанику стали рассматривать, начиная с периода европейского колониализма, хотя человеческий интерес к растениям уходит своими корнями гораздо дальше. Область исследования охватывала растения и деревья на своей земле, а также экзотические образцы, привезенные во время многочисленных путешествий. А в древности волей-неволей приходилось изучать те или иные растения. Еще на заре времен люди пытались выявить лечебные свойства растений, их вегетационный период.

Фрукты и овощи были жизненно важны для социального развития всего человечества. Когда еще не было науки в современном понимании этого слова, человечество исследовало растения в рамках сельскохозяйственной революции.

Такие видные деятели Древней Греции и Рима, как Аристотель, Теофраст и Диоскорид, среди прочих важнейших наук продвинули на новый уровень и ботанику. Теофраста даже называют отцом ботаники, благодаря которому были написаны два основополагающих труда, которые использовались на протяжении 1500 лет и продолжают применяться по сей день.

Как и во многих науках, в эпоху Возрождения и Реформации и на заре Просвещения наметился значительный прорыв в изучении ботаники. Микроскоп изобрели в конце 16-го века, что позволило изучать растения как никогда раньше, включая мелкие детали, такие как фитолиты и пыльца. Стали расширяться знания не только о самих растениях, но также об их размножении, обменных процессах и других аспектах, которые до тех пор были закрыты для человечества.

Общая характеристика высших споровых растений

Филогенетическое древо растительного мира

Высшие растения, которые размножаются спорами, ботаники объединяют общим названием – высшие споровые растения. К ним относятся как современные, так и вымершие виды. Наука, которая изучает вымершие виды, называется палеоботаникой.

Высшие споровые ведут наземный образ жизни. Тело их делится на надземную и подземную части, развиты вегетативные органы (корень и побег).

Жизненный цикл состоит из чередования поколений: спорофита и гаметофита. Спорофит хорошо развит, живет продолжительное время (исключением являются мохообразные, где преобладает гаметофит, спорофит развивается на гаметофите и живет за его счет). На нем развиваются многоклеточные спорангии, в которых после мейоза образуются недвижимые гаплоидные споры. Они одноклеточные, маленькие по размерам. Распространяются преимущественно ветром. Споры прорастают в гаметофит. Споры могут быть одинаковыми по размерам или разными. Растения, которые образуют одинаковые споры, называются равноспоровыми, разные – разноспоровыми. Споры, которые имеют меньшие размеры, называются микроспорами (от греч. микрос – маленький), большие – мегаспорами (от греч. мегас – большой). Из микроспоры развивается мужской гаметофит, а из мегаспоры – женский.

Гаметофит меньше развит, чем спорофит, имеет меньшие размеры, живет непродолжительное время. На нем развиваются многоклеточные половые органы: мужские – антеридии (от греч. антерос – цветущий), женские – архегонии (от греч. архе – начало, гон – рождение). Антеридии имеют вид небольших шарообразных или овальных телец, внешняя стенка которых состоит из одного или нескольких слоев бесполых клеток. При созревании антеридии разрываются, и из них выходят сперматозоиды. Архегонии – это небольшие шарообразные тельца, которые имеют нижнюю расширенную часть и верхнюю суженную. Снаружи они тоже покрыты бесполыми клетками. В брюшной части находится яйцеклетка. Яйцеклетки неподвижные, остаются в архегониях. При их созревании клетки канальца суженной части архегониев ослизняются. Архегоний на верхушке открывается. Сперматозоид по слизи проходит в яйцеклетку. Половой процесс – оогамия. Оплодотворение происходит лишь при наличии воды, что дает возможность сперматозоидам попасть к яйцеклетке. По расположению половых органов различают двуполые (и мужские, и женские на одном растении) и однополые (на разных растениях) растения.

Считают, что семенные растения происходят от высших споровых растений.

Семенные растения

Важным эволюционным прорывом растений на пути завоевания суши стало появление и оболочки пыльцевого зерна. Благодаря тому, что отныне (теперь состоящий всего из нескольких клеток) стал полностью помещаться внутри влагоудерживающей оболочки, растения смогли освоить пустынные и холодные области.

У некоторых и практически у всех растений в проводящих структурах появляются сосуды и  — полые проводящие элементы, состоящие из стенок отмерших клеток, благодаря чему их проводящие системы действуют чрезвычайно эффективно.

, голосеменное растение, имеющее сосуды в проводящей системе

, цветковое растение, первично не имеющее сосудов

, одно из немногих высших растений, сумевших вернуться в море

Высшие растения

К высшим растениям (Emryobionta) принадлежат высшие споровые и семенные растения. Известно свыше 300 тыс. видов. Эти растения вышли на сушу и приспособились к новому месту обитания. Появляются вегетативные органы (корень и побег). Все высшие растения имеют одинаковые фотосинтетические пигменты (хлорофилл а и b, каротиноиды). Большинство высших растений имеют сложную транспортную систему веществ, могут регулировать испарение воды листьями. Клетки высших растений образуют ткани. Спорофит преобладает в жизненном цикле (кроме мохообразных). Гаметофит постепенно редуцируется до нескольких клеток. Органы полового и бесполого размножения многоклеточные. Оплодотворение перестает зависеть от воды. Зигота дает начало многоклеточному зародышу. Основную часть биомассы на Земле (около 90 %) составляют наземные растения.

Окружающий мир

Разнообразие растений

Наверное, тебе приходилось слышать выражение: «Растения — зелёная одежда Земли». И действительно, на Земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зелёный наряд делает нашу планету удивительно красивой!

Используя свои знания и рисунок учебника, докажи, что растения очень разнообразны.

Наука о растениях называется ботаникой. Это один из разделов биологии.

Учёные-ботаники делят царство растений на несколько групп. Познакомимся с группами растений и найдём их представителей на рисунках.

Водоросли — жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. Другие имеют вид тонких шелковистых нитей зелёного цвета. Третьи (например, морская капуста) похожи на длинные бурые ленты.

Мхи растут во влажных местах. Они имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами.

Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает.

Хвойные растения — это сосна, ель, можжевельник и др. Хвоинки — это их листья! У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых и созревают семена.

Цветковые растения — такие растения, у которых есть цветки и плоды. Они имеют и все другие части: корни, стебли, листья. Эти растения наиболее разнообразны.

К каким группам растений относятся: роза, лиственница, морская капуста, клён, кедр?

Придумайте подобное задание для своих одноклассников. Проверьте, научились ли они классифицировать растения.

В каждой группе растений много видов. Что же такое виды растений?

Рассмотрите рисунок. На нём показаны растения следующих видов: одуванчик лекарственный, подорожник большой, клевер красный

Обратите внимание на то, что каждый вид имеет название, состоящее из двух слов. Такие названия им дают учёные, а мы обычно называем растения просто: одуванчик, подорожник, клевер

Растения разных видов непохожи друг на друга. Зато все растения одного вида очень сходны.

Посчитайте, сколько на рисунке растений каждого вида. А сколько всего растений показано? Проверьте себя на «Страничках для самопроверки» (7).

Прочитайте текст. Используйте полученную информацию при характеристике групп растений.

Учёным сейчас известно около 500 тысяч видов растений. Из них почти 250 тысяч — цветковые. Мхов на свете около 27 тысяч видов, папоротников — более 10 тысяч. А вот хвойных всего около 600 видов.

Определите с помощью атласа-определителя 2—3 растения в классе, в других помещениях школы или возле школы (по вашему выбору). Проверьте, правильно ли определили растения другие ребята.

Проверь себя

  1. Перечисли группы растений, изученные на уроке.
  2. Приведи примеры различных видов растений.
Царство растений очень разнообразно. Учёные делят его на несколько групп. Среди них водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. В каждой группе растений много видов.

Задания для домашней работы

  1. Запиши в словарик: ботаника.
  2. С помощью атласа-определителя определи несколько комнатных растений у себя дома, а также несколько растений во дворе. Запиши их названия в рабочую тетрадь.

На следующем уроке

Узнаем, как дышат и питаются растения. Будем учиться обнаруживать взаимосвязи между неживой природой, растениями и человеком, моделировать их, использовать для объяснения необходимости бережного отношения к растениям.

Вспомни, что поглощают растения из почвы.

Вопросы для закрепления

  1. Объясните значение терминов биология
    , ботаника
    и царство
    .
  2. По каким признакам растения делят на группы (классифицируют)?
  3. Какие бывают растения по продолжительности жизни и внешнему облику? Приведите примеры.
  4. Объясните значение растений для природы и человека.
  5. Запишите краткий конспект по параграфу.

Растения
— это организмы, умеющие перерабатывать солнечную энергию лучей для своих клеток в строительный материал. Такому процессу дали названия фотосинтез. Такой процесс происходит в отдельных клетках растений — в хлоропластах, в них присутствует пигмент зелени — хлорофилл, он в растеньях окрашивает стебли и листья в зелёный цвет. В таком процессе неорганические вещества (углекислый газ и вода) под воздействием солнечных лучей превращают их в органические вещества (крахмал и сахар), это и есть материал строительных растительных клеток. При этом растительный мир выделяет кислород, который нам не обходим для дыхания. Из всего изложенного и назвали «Растительный мир» или «Флора».

Растения большие имеют корень, стебель и листья, такой стебель называют — побег. А вот у деревьев называют стебель стволом. Корни и листья называют – кормильцы растения. Корни сосут влагу из минеральных веществ и позволяют удерживаться на земле, а в листьях делается процесс фотосинтеза. Некоторые растения выработали способы защиты от различных травоядных зверей: при этом защитой служат стебли и листья растений. Горькими могут быть листья как у белены, и полыни, а также жгучие, либо острыми и жёсткими как у осоки. Также некоторые растения как шиповник вооружаются шипами или колючками. Все эти способы защиты им нужны для сокращения попадания в пищу животным или человеком. Также существуют и растения, ядовитые их попадание в организм зачастую приводит к летальному исходу организма. Такими видами защиты они продлевают существования на земле.

Все растения различаются меж собой обликом и своим названием, одни из них мы называем травами, другие деревьями. Например, деревья
– это растения, которым характерны многолетние стволы. Если поглядеть на поперечный спил ствола, то можно увидеть, что в центре ствола находится более сухой и тёмный — это мёртвое ядро древесины.

Ближе краю древесина становится влажная и светлая такая называется заболонь живая древесина, по ней поступает минеральные вещества, и вода: в корни, потом поступает в ветви и листья. Заболонь и ядровая древесина ксилему — берёт основу ствола дерева, окружённую лубом — по которому слоем доставляются питательные вещества (крахмал и сахар) от листьев к корням и другим различным частям и обратно. Такие клетки как луба образуют мёртвую кору, которая защищает внешний слой ствола. Между ксилемой, и лубом находится слой тонких клеток, которые при внутреннем деление образуют древесину, а при наружном деление клеток получается луб. Такой процесс называется камбием.

Высота деревьев
средним 20-30 метров, а ещё среди них встречаются огромные стволы, которые достигают 100-200 метров и, конечно же, присутствуют деревья карлики, их высота составляет 50 сантиметров.

Кустарники в отличие от стволов деревьев, имеют несколько стволов, побеги кустарника разветвляются над самой поверхностью земли, а самый главный ствол кустарника отсутствует. К таким кустарникам относятся сирень, орешки и многое другое. Такие растения низкорослые с одревесневшими корневищами, ветвями, скрыты под землёй и называются кустарниками. Относится к кустарникам вереск, черника, брусника (

Отдел плаунообразные или ликоподиофиты

Общий вид плауна булавовидного и селягинелла селягинелловидная

Общая характеристика плаунообразных

Современные представители отдела Плаунообразные или Ликоподиофиты (Lycopodiophyta) –только травянистые, преимущественно многолетние вечнозеленые небольшие (до 30 см в высоту) растения, внешним видом напоминают мхи. Насчитывают около 1300 видов. Распространены в увлажненных местах суши. Преимущественно распространены в тропиках. Древнейшие среди современных высших споровых растений, у которых в жизненном цикле преобладает спорофит. Отмершие растения были деревьями и кустарниками, принимали участие в образовании каменного угля. Возникли в середине девонского периода палеозойской эры. Достигли расцвета в каменноугольный период. Происходят от риниофитов. Произрастали в полупогруженном состоянии в заболоченной почве.

В жизненном цикле чередуются спорофит и гаметофит. Спорофит преобладает. Он имеет ползучие (подземные или надземные) и прямостоячие побеги. Подземные части побегов имеют вид типичного корневища. Стебель ветвится вильчасто (дихотомически). Листья мелкие, представляют собой выросты стебля. Имеют одну жилку и устьица. Стебель снаружи покрыт однослойной эпидермой с устьицами. Под ней – кора. В центральной части стебля – проводящая ткань. Рост происходит в точке роста. Камбий в стебле отсутствует. Корень имеет подобное внутреннее строение. Для плаунообразных характерны дополнительные корни. На особых листьях (на верхней стороне или в пазухах) – спорофиллах (от греч. спора и филон – лист) – развиваются спорангии со спорами. Спорофиллы преимущественно расположены на верхушках побега. Они снаружи или не отличаются от обычных листьев, или отделены от вегетативной части стебля и образуют зону, подобную по строению шишке (имеют ось со спирально размещенными спорофиллами), которую называют стробилой (от греч. стробилос – шишка). Плаунообразные бывают равноспоровыми и разноспоровыми.

Плаун булавовидный. 1 – общий вид растения с колосками; 2 – споролистик со спорангием; 3 – споры; 4 – заросток с молодым побегом.

Гаметофит небольшой, имеет различную форму, называется заросток.

Размножаются половым и бесполым способами. Преобладает вегетативное размножение (побегами, выводковыми почками, клубеньками). В спорангиях происходит мейоз и получаются гаплоидные споры. Из споры развивается гаметофит. Половые органы представлены архегониями и антеридиями. В антеридиях развиваются двужгутиковые или многожгутиковые сперматозоиды. Оплодотворение происходит при наличии воды. Из зиготы вырастает спорофит.

Разнообразие плаунообразных

Представители равноспоровых плаунообразных: плаун булавовидный, плаун – баранец.

Представители разноспоровых: селягинелла и др.

Споры равноспоровых плаунов все одинаковые, не различаются. Гаметофиты (заростки) равноспоровых имеют маленькие размеры (2-20 мм), мясистые, напоминают формой луковицу. В процессе развития приобретают блюдцевидную форму. Они подземные или полуподземные, двуполые, сапрофиты или полусапрофиты (полуавтотрофы), то есть надземная часть имеет хлоропласты. Могут жить в симбиозе с грибами (микориза). Созревают от 12 до 20 лет. Равноспоровые плауны следует охранять.

Споры разноспоровых различаются: мелкие (микроспоры) дают начало мужским гаметофитам, большие по размерам (мегаспоры) – женским. Гаметофиты разноспоровых не зеленые, однополые. В особенности редуцированный мужской гаметофит. Они созревают в течение нескольких недель за счет питательных веществ спор. В процессе созревания не выходят за границы оболочки споры.

Значение плаунообразных

Плауны животные не едят. Некоторые из них содержат яд, сходный по действию на кураре. Споры богаты невысыхаемым маслом (до 50 %) и применяются как пересыпки литейных форм, при изготовлении ракет для фейерверков (треск возникает вследствие громкого щелкания оболочек при закипании масла). Растения используют как декоративные, лекарственные. В фармацевтике использовали раньше для обсыпания таблеток и как детскую присыпку. Некоторые из плаунов занесены в Красную книгу (баранец обыкновенный).

Общая характеристика отдела Bryophyta Отдел Bryophyta — Моховидные

МОХОВИДНЫЕ
— самая примитивная, древнейшая группа
высших растений, появилась около 400 млн.
лет назад.

Количество
видов:

в настоящее время бриологи описали
около 20 тысяч видов мхов.

Местообитание
мхов:
моховидные
распространены повсюду (поселяются на
почве, скалах, пнях, деревьях), кроме
морей и сильно засоленных почв, встречаютсядаже
в Антарктиде. Мхи предпочитают затенённые
увлажнённые места.

Строение
тела мхов
:
мхи – низкорослые многолетние травянистые
растения размером от 1 мм до нескольких
сантиметров, реже до 60 см и более. Тело
мхов либо разделено на стебель (каулидии)
и мелкие листья (филлоиды) например
сфагнум и кукушкин лен, либо представлено
слоевищем, не разделенным на органы
(маршанция).
Характерный
признак всех моховидных
— отсутствие корней. Всасывание воды
и прикрепление к субстрату осуществляется
у них ризоидами, представляющими собой
выросты эпидермы. Поглощение и испарение
воды осуществляется всей поверхностью
гаметофита.

У
мохообразных нет развитой проводящей
системы (трахеид, сосудов, ситовидных
трубок). Встречаются как однодомные,
так и двудомные растения. Внутреннее
строение их относительно простое. Для
моховидных, как и для всех высших
растений, характерно правильное
чередование полового и бесполого
поколений. В цикле развития доминирует
гаплоидный гаметофит (составляет
основное тело растения). Спорофит – не
содержит хлорофилла и пожизненно
прикреплён к гаметофиту и питается за
счёт него.

Развитие
мхов происходит очень интересно.
Оплодотворение возможно только при
наличии воды, поскольку в ней могут
двигаться сперматозоиды. На одном
растении образуются мужские клетки со
жгутиками, на другом растении, на самых
макушках, созревают крупные женские
клетки.  Во время дождя или тумана
подвижные мужские клетки в капле воды
устремляются к женским и сливаются с
ними. Из оплодотворенной женской клетки
(зиготы) развивается спорофит, который
называется спорогоном
( он представляет собой коробочку
с ножкой
,
расширенной в нижней части в стопу —
гаусторию
,
с помощью которой он, присасываясь к
гаметофиту, живёт за счёт его).

(калиптра-остаток
брюшка архегонии)

Связь
гаметофита и спорофита очень ограничена.
Гаметофит не только питает, но и защищает
спорофитное поколение, помогает в
рассеивании спор («ложная ножка»
поднимает коробочку над растением,
архегоний, разрываясь своим брюшком,
прикрывает коробочку).

В
коробочке образуется огромное количество
спор. Каждая спора мельче манной крупицы.
Когда споры созревают, у коробочки
открывается крышечка, или в ней образуются
маленькие поры, через которые споры
вылетают на свободу. Попав в благоприятные
условия, спора прорастает. Индивидуальная
жизнь мохообразных начинается с
прорастанием споры. Чаще всего при
набухании споры экзина лопается, а
интина вместе с содержанием споры
вытягивается и дает начало однорядной
нити либо однослойной пластинке, несущей
ризоиды. Это начальная стадия развития
гаметофита называется протонемой
(от греч. protos – первичная, nema – нить).
Она либо постепенно превращается во
взрослый талломный гаметофит(у
печёночников) , либо на протонеме
формируются почки, дающие начало
взрослому листостебельному гаметофиту).

Вегетативно
Мохообразные размножаются с помощью
специальных органов (выводковых почек,
листьев, частей листьев, веточек),
вегетативно способен размножаться и
спорофит (ножка).

Мхи
способны аккумулировать многие вещества,
в том числе радиоактивные. Некоторые
моховидные (Sphagnum) обладают антибиотическими
свойствами и находят применение в
медицине. Торфяные залежи, образованные
в основном сфагновыми мхами, издавна
эксплуатируются как источник топлива
и органических удобрений. Отдел
моховидные, делится на три класса: 1)
Рожкоцветы

(Антоцеротовые); 2)Печеночники
(маршанция
многообразная); 3)Листостебельные
мхи
(кукушкин
лён, сфагнум).

Экология растений

Экология растений отличается от ботаники, ее предметом изучения является то, как растения взаимодействуют с окружающей средой и реагируют на экологические и климатические изменения. Человеческая популяция постоянно увеличивается, и требуется все больше земли, поэтому особо остро стоит вопрос об охране природных ресурсов и бережном к ним отношении.

Экология растений признает одиннадцать основных типов среды, в которой возможна жизнь растений:

  • тропические леса,
  • леса умеренного пояса,
  • хвойные леса,
  • тропические саванны,
  • луга умеренной зоны (равнины),
  • пустыни и засушливые экосистемы,
  • средиземноморские регионы,
  • наземные и водно-болотные угодья,
  • экология пресноводных, прибрежных или морских участков и тундры.

У каждого типа есть свой экологический профиль и сбалансированный растительный и животный мир, и то, как они взаимодействуют, важно для понимания их эволюции

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector