Значение слова вепрь

Чем стреляет

Теперь о калибре. Путаница в определении калибра существует, причем не малая. Факт. В современном обиходе присутствует как минимум два основных варианта определения калибра, с которым может работать стрелковое оружие. Калибр гладкоствольных ружей определяется как количество пуль, которые можно отлить из одного фунта свинца. Фунт берется английский, а не американский. Так вот, для 12-го калибра, который подходит для «Вепрь-12», из одного английского фунта свинца (не путать с фунтом стерлингов) можно отлить 12 пуль. Очень неоднозначная трактовка, поэтому были еще продуманы таблицы, которые определяют диаметр ствола исходя из калибра гладкоствольного ружья. Так для 12-го калибра, внутренний диаметр составляет 18,5 мм, для 20-го уже 15,6 мм, а для 32-го диаметр будет 13,4 мм. Т.е. чем больше цифра калибра, тем мельче сама пуля и диаметр ствола.

Патроны 12-го калибра

Для нарезного оружия, такой средневековый подход неприемлем и используется нормальное измерение внутреннего диаметра ствола в миллиметрах. Но не обошлось и без столкновения цивилизаций. В каких-то странах измеряют минимальный диаметр ствола, а в каких-то максимальный (по канавкам нарезки). А в отсталых странах типа США или Великобритании, все еще цепляются за свои собственные устаревшие дюймы. Кавардак одним словом, да и только!

Кроме диаметра пули важной характеристикой определяющей боеприпас является еще и общая длинна всего патрона. Обычно она указывается после обозначения калибра

И величина эта означает максимальную длину патрона, какая может быть использована в оружии (у нарезного оружия, указывается только длинна гильзы). Так «Вепрь-12» питается патронами 12х76, т.е. к ружью подходят патроны не длиннее 76 мм (обычно стрелки снабжают ружье более распространенными патронами 12х70). А его прародитель, пулемет Калашникова потребляет патроны калибром 7,62х54 R. И если сравнивать патроны 12х76 и 7,62х54, то последний будет смотреться как очень стройный предок, откормленного гамбургерами потомка.

Достоинства и недостатки что нужно знать перед покупкой

От своего прототипа (пулемета Калашникова) охотничий карабин Вепрь получил мощную коробку ствола и целик, оснащенный вводным механизмом боковых поправок. Именно наличие регулируемого целика позволяет опытным охотникам делать поправки на ветер при стрельбе на дальние дистанции.
К основным достоинствам этого охотничьего ружья, как подтверждают отзывы владельцев «Вепрей» различных модификаций, можно отнести:

  • Надежность и долговечность карабина;
  • Высокую точность и отменную кучность стрельбы;
  • Удобство приклада и ствола;
  • Простоту в использовании.

Невысокую цену – если сравнивать с «Тигром», то стоимость Молотовского карабина в 2–3 раза ниже.
Но, как и любое другое оружье, этому самозарядному карабину присущи и свои недостатки. В первую очередь, это значительный вес (по паспорту 4,1 кг) такого оружия и его ощутимая длина (52 или 59 см).
Поэтому охотники с таким карабином часто жалуются на малую маневренность и его непригодность для ходовой охоты. Но обычно такой карабин используется для загонной охоты или стрельбы с засидки, поэтому вес и длина оружия в таких случаях не имеет принципиального значения.
Другие минусы карабина Вепрь:

  • ограниченность прицельной линии;
  • в стандартной модификации предохранитель Вепря довольно громко щелкает – этого недостатка лишен карабин Вепрь-Супер, в котором предусмотрен удобный кнопочный предохранитель.

Но все эти недостатки охотничьего ружья Вепрь полностью перекрываются невысокой ценой такого оружия и традиционно высоким качеством, которым славится завод «Молот».

Основные модификации карабина Вепрь

В наше время представлено несколько наиболее популярных моделей карабинов Вепрь, которые доступны практически любому охотнику. Первый вариант – СОК-94 «Вепрь», который был изготовлен в 1995 году, до сих пор используется многими охранными и военными организациями.
Затем на заводе «Молот» выпускались следующие варианты «Вепрей»:
СОК-95 «Вепрь-308» под калибр 7,62*51 мм.
В 1998 году были выпущены «Вепрь-Супер-Спорт» и «Вепрь-35 Супер», которые на данный момент сняты с производства.
А из всего ассортимента «Вепрь-Супер» сейчас на «Молоте» изготавливают только карабины в версиях СОК-95М и СОК-97М, которые предназначены для патронов калибра 7,62*51 и 5,56*45 мм соответственно.
Начиная с 2000 года, производится СОК-94Р «Вепрь-Пионер» – самозарядный карабин для патронов 5,56*45.
Охотничье ружье «Вепрь Хантер» выпускается в двух модификациях – ВПО-101 (7,62*51 мм) и ВПО-102 (7,62*63 мм). А карабины «Вепрь-1В» и «Вепрь-223» предназначены для патронов 5,56*45 мм.
Одной из последних разработок является гладкоствольный карабин «Вепрь-12 Молот» (патрон 12*76 мм) – он выпущен в 2003 году.

Вепрь-12 Молот

«Вепрь-12 Молот» существует в нескольких разновидностях. Отличаются они в основном длинной ствола. Существует вариант с удлиненным стволом, он гордо носит индекс модификации ВПО-205-01, есть со стволом средней длинны ВПО-205-00, а есть вариант с укороченным стволом, именуемый ВПО-205-03. Вот именно последний и есть герой нашего сегодняшнего рассказа. Но, начнем издалека.

Производитель, Вятско-Полянинский машиностроительный завод «Молот», упорно называет серию гладкоствольных ружей карабинами. Если подойти к вопросу наименования с научной точки зрения, то карабином называют самозарядную нарезную винтовку, которая в принципе отличается от самозарядного гладкоствольного ружья именно тем, что она нарезная и предназначена не для охоты или защиты жилища, а для ведения боевых действий. Но так уж сложилось, что желая дистанцироваться от морально устаревших дедовских «переломок», производители и продавцы величают самозарядные гладкоствольные ружья карабинами.

«Вепрь-12 Молот» с укороченным стволом. Из нестандартного только тактическая ручка.

Завод «Молот» один из когорты заводов, раскиданных по территории необъятной России, который относится к нашему славному военно-промышленному комплексу

И выпускают на нем не только ружья «Вепрь», но и массу другого, стратегически важного вооружения. В том числе и пулеметы системы Калашникова

Легендарный автомат Калашникова оружие очень грозное, если его снарядить соответствующим боеприпасом, то против его выстрела не устоит даже самый высший класс бронирования легковых автомобилей. Патрон с увеличенным зарядом пороха и бронебойно-зажигательной пулей способен пробивать не только броне-стекло высшего класса защиты, но и броне-сталь. Понятно, что против танка идти с автоматом не резон, танк он рассчитан на несколько другие ударные нагрузки, чем от стрелкового оружия, но любой гражданский «броневик» против такого выстрела не устроит. Главное метить точнее. А, что уж говорить про пулемет Калашникова… Вот, именно на основе этого самого пулемёта Калашникова и сделан «карабин» «Вепрь-12».

Истоки Вепрь-12 Молот

В конструкцию карабина перенесены все черты пулемета, за исключением двух деталей. Карабин не может стрелять очередями и вместо патронов калибра 7.62 применяются боеприпасы 12-го калибра. От пулемета ружью досталось повышенная надежность, особенно что касается ствола, и как следствие повышенный вес. Пулемет рассчитан на ведение длительного огня по противнику, поэтому все его механизмы выполнены с определенным запасом. Но и вес от этого чрезмерно увеличивается, даже если сравнивать его с банальным автоматом Калашникова. А самая массивная и тяжелая часть у «Вепрь-12» как раз и есть толстый и прочный пулеметный ствол. Если у версии с укороченным стволом (ВПО-205-00) ствол не перевешивает вперед и ружьё держится в целом очень гармонично, то уже даже у версии со средним стволом чувствуется излишняя нагрузка на руку держащую цевье. А что уж говорить про длинноствольную версию. Ей не только неудобно стрелять с рук, с ней вообще ходить неудобно, особенно по пересеченной местности и на дальние расстояния. Помню как продавцы нахваливая свою продукцию, говорили, что мол на охоте, ружье с длинным стволом все время зацепляет землю, когда его перекидываешь на ремне со спины в руки.

Проблемы

«Вепрь-12» оружие исключительно надежное, проверенная временем конструкция, крепкий прародитель. Да и огневая мощь автоматического ружья 12-го калибра поистине выдающаяся, особенно со специально подобранной амуницией. Но именно в этом кроются те проблемы, которые могут раздражать потребителя, а иногда и вовсе могут быть опасны.

«Вепрь-12» ружье в котором смена отстрелянного патрона на новый осуществляется за счет энергии пороховых газов совершенного выстрела. И это означает, что давления этих газов должно быть достаточно, чтобы такую перезарядку совершить. Но короткий ствол ружья, так удобно используемый в стесненных пространствах, не может обеспечить достаточного давления пороховых газов, они просто улетают из ствола до того, как часть этих же газов, по газоотводной трубке дойдет до газового поршня со штоком. В результате, затвор недостаточно отодвигается назад и он не может нормально выкинуть стреляную гильзу и догнать в ствол новый патрон. Гильза банально закусывается затвором. Проблему усугубляет еще и категорически жесткая возвращающая затворная пружина, доставшаяся по наследству от пулемета Калашникова.

Как с подобным можно бороться? Способов существует несколько. Самый простой — использовать патроны с увеличенным давлением пороховых газов, т.н. патроны «Магнум». На них автоматика работает просто превосходно. Но увеличенная навеска пороха очень негативно сказывается на отдаче и на громкости выстрела. Отдача на патронах типа «Магнум» настолько велика, что может сбить с ног даже стрелка взрослого мужчину. А на плече после выстрела остаются синяки. Да, можно установить специальный пружинный амортизатор на приклад, но это уже относится к разряду тюнинга и не решает изначальную проблему.

При стрельбе удобно использовать подщечник.

Можно также устанавливать дульное сужение, которое будет препятствовать быстрому выходу газов из ствола, создавая тем самым повышенное давление. Но применение чоков, выход не самый лучший, особенно когда ведется стрельба попеременно разными боеприпасами. Некоторые стрелки стараются подбирать патроны с которыми хорошо работает именно их ружье, тут роль играют и пули, и тип пороха с его количеством, с дробью же вариантов нет, она слишком рассыпчатая и не может загородить собой ствол в нужной мере.

Либо же с данной неприятностью можно смириться и ждать того момента, когда возвратная пружина ослабнет от постоянной работы и будет уже не такой жесткой. А производителю стоило бы задуматься о своих потребителях и доработать ружье, чтобы оно могло стрелять не только магнумами, но и полу-магнумами да и вообще обычными патронами. Еще одной причиной заклинивая могут служить не очень стандартные патроны, с раздувшимися гильзами или нестандартной развальцовкой, равно как и недоделки в самом ружье.

Вообще, качество изготовления ружей «Вепрь-12» страдает, оно очень непостоянно. И часто пользователи сами дорабатывают свои ружья, устраняя огрехи производства. Спиливают неудаленные приливы, защищают недозачищенные поверхности и занимаются иным народным творчеством. Поэтому приобретать оружие стоит в проверенных местах и желательно проверять его перед покупкой, смотреть на общее качество изготовление, соосность и прочие параметры. Идеально было бы отстрелять ружье, но тиров при оружейных магазинах у нас пока совсем мало, если не сказать, что их вообще нет.

Особенности внешнего и внутреннего дизайна

Наряду с технически продуманными эксплуатационными характеристиками внешнее и внутреннее оформление ГАЗ-330811 «Вепрь» также достойно внимания.

Вид снаружи

Стиль внешнего оформления вездехода «Вепрь» сам по себе говорит о его «боевом» предназначении, отражает заложенную в нем мощь и силу.

Форма кузова и кабины выполнены в гармоничном сочетании с большими колесами, увеличенными надколенными арками и алюминиевыми порогами, расположенными по бокам автомобиля. Дополнением образа «серьезного» автомобиля служит предустановленный на передней части машины «кенгурятник», закрепленное на грузовой задней двери запасное колесо и верхний багажник.

Саморазгружающиеся грузовики на базе ГАЗ-66

Стильные рифленые площадки, расположенные сверху переднего и заднего бамперов автомобиля, выполняют не только декоративную функцию, но и обеспечивают удобство при обслуживании подкапотного отсека, а также закрепления грузов на багажнике автомобиля.

Боковые зеркала, установленные на металлических дугах, в сочетании с большими стеклами кабины обеспечивают водителю полный обзор окружающей дорожной ситуации. Дополнительный фонарь, установленный над лобовым стеклом по центру, позволяет освещать пространство впереди автомобиля, что удобно при поездках по пересеченной местности ночью.

Стандартная цветовая гамма, к сожалению, не отличается многообразием, присутствуют только серые и зеленые модели, однако для тех целей, которые призван выполнять «Вепрь», этого вполне достаточно.

Вид изнутри

Салон «Вепря» выполнен довольно просто, без дополнительных показателей комфорта, однако все необходимые для управления автомобилем функциональные детали расположены на панели приборов с учетом эргономических особенностей.

Вид салона «Вепря»

Продуманное расположение регулируемых кресел и совмещенный с кабиной грузовой отсек создает ощущение простора и комфорта.

Устройство пассажирских сидений вдоль бортов машины в заднем отсеке освобождает дополнительное место для грузов, что особенно удобно при поездках на отдых. Такая компоновка салона является удобной и с точки зрения того, что при желании владельца кузов можно обустроить под мини-дом на колесах и использовать его в поездках для ночевок.

Верхний вентиляционный люк обеспечивает в салоне поступление свежего воздуха, не создавая при этом опасных сквозняков.

Говоря об общем виде машины изнутри, можно отметить, что в данном случае простота только подчеркивает стиль «боевой» машины.

Обслуживание Вепрь-12 Молот

Кстати, ствол у «Вепрь-12» хромирован изнутри. Сделано это для того, чтобы увеличить ресурс ствола и уменьшить необходимость в его чистке. Во времена чёрного пороха, который был изобретен еще в Китае в незапамятные времена, после каждого выстрела, в стволе оставалось определённое количество как сгоревших, так и несгоревших частиц пороха. Точнее даже очень большое их количество. И эти вещества, постепенно соединяясь с водой (а в воздухе она есть всегда), превращались в кислоту, которая медленно, но верно разъедала ствол. И через некоторое время, ствол настолько деградирует, что его дальше использовать уже просто опасно, в любой момент его может разорваться на части. Но учёная мысль не стоит на месте, особенно, если финансируется из щедрого кармана министерства обороны. И уже в 19-м веке на свет появился т.н. бездымный порох, который не оставляет такого агрессивного налета на стволе. И только благодаря бездымному пороху, может работать автоматическое оружие, построенное на принципах отвода газов из ствола (как раз все «калашниковы» и их потомки).

Набор для чистки и смазки оружия

Некоторые источники утверждают, что даже при использовании патронов с бездымным порохом, стволы нужно чистить. Дескать, во время выстрела, ствол на небольшие доли процентов расширяется под воздействием давления пороховых газов, и в расширившиеся поры проникает гарь от сгоревшего пороха. И нужно ствол обязательно чистить после каждого применения. Специалисты конечно немного лукавят. Во-первых, ствол хромирован именно для того, чтобы в стволе не осталось абсолютно никаких пор, особенно при том мизерном расширении, что возникает во время выстрела. А, во-вторых, ствол-то еще можно почистить, а вот что делать с ответвлением газоотводной трубки? Сам поршень и цилиндр можно вынуть и отмыть от нагара, а вот небольшой и очень изогнутый канал, начало которого в стволе, отмыть от нагара механически уже совершенно нереально. Но оно и не требуется. Никакая коррозия не грозит вашему стволу, поршням и каналам автоматики. Бездымный порох именно для того и был придуман, чтобы избавить служивых от этой утомительной процедуры. Ну и, в-третьих, попытаться вычистить тряпочкой или мягким валиком нагар, который попал в поры ствола при его расширении, затея совершенно неперспективная. А применение жесткого проволочного ёршика только испортит хромирование.

Масло для смазки с Тефлоном

Но чистить свое ружье нужно и делать это стоит периодически если хочется, чтобы оно работало исправно. Ведь, даже несмотря на то, что нагар от современного пороха ничтожный и не такой опасный, он все-таки существует и при очень больших отложениях, он будет мешать работать автоматике. При большом настреле, особенно с использованием свинцовых пуль или дроби без пластиковых контейнеров, возможно т.н. «освинцовывание» ствола, когда на нем могут изнутри налипать тончайшие слои свинца. Теоретически, такие следы могут мешать прохождению, например, пули с диаметром в ширину ствола, но все равно это маловероятно у гладкоствольного ружья. Кроме того, при использовании пластиковых контейнеров для дроби, пластиковых пыжей и прочего удовольствия из пластика, кусочки пластика, также могут налипать на ствол изнутри. Но повторюсь, для гладкоствольного ружья, такие наросты, в пределах разумного и никак не влияют на стрельбу. А освинцовывание, вообще характерно в основном для нарезного оружия и забиваются там именно нарезки ствола по которым движется пуля, а в гладкоствольном ружье свинцу просто не за что зацепиться. Но, опять же, не стоит забывать о смазке всех подвижных частей и очистки от грязи и слишком большого слоя нагара в местах, где есть движущиеся элементы, например, в газовой камере. И, разумеется, стоит использовать качественные, специально предназначенные для данного вида вооружения, смазки.

Основные технические характеристики

Выполненный на базе ГАЗ-66 вездеход «Вепрь» имеет во многом сходные с «родителем» характеристики.

В большей части это касается устройства рамы, подвески и обеспечения сопряженности крутящих моментов, что позволят «наследнику» иметь сходные высокие показатели по проходимости.

Среди всех технических характеристик можно выделить наиболее существенные:

  • Наименование Показатель
  • Класс автомобиля Грузопассажирский, двухосных, полноприводный
  • Двигатель ММЗ Д-245.7 турбодизель, объемом 4,75 л, мощностью 117 л. с.
  • Трансмиссия Механическая, синхронизированная, пять ступеней.
  • Рулевое управление с гидроусилителем
  • Тормозная система с вакуумной системой усилителя
  • Раздатка Двухступенчатая, механическая
  • Мосты с гипоидной передачей и кулачковым дифференциалом
  • Габариты (Д х Ш х В), м 6,25 х 2,34 х 2,570
  • Масса (в полном снаряжении), т 4,065

Количество пассажирских мест 15 или 11 (в зависимости от комплектации)

Техническое исполнение автомобиля «Вепрь» делает его надежным при эксплуатации и неприхотливым в обслуживании.

Приклад

У короткоствольного «Вепрь-12» приклад сделан в духе минимализма его более длинноствольных собратьев. Это просто металлическая рамка, с пластиковой накладкой для распределения нагрузок по плечу и специальная вращающаяся щечка, защищающая челюсть стрелка от раздробления. Но приклад складывается. И тем самым ружье превращается в весьма компактное оружие, которое легко умещается в рюкзаке. Однако стрелять со сложенным прикладом нельзя, этого требует законодательство, ограничивающее минимальную длину для гладкоствольного оружия разрешенного для граждан. Поэтому, в перевозке такое ружье удобно, но для стрельбы приклад придется разложить. Если ружье новое или несмазанное, то сделать это не так просто как может показаться, требуется приложить серьёзные усилия на специальные металлические рычаги.

Ружье со сложенным прикладом уютно уместилось в специально спроектированном рюкзаке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector