Пятнистый олень
Содержание:
Тамац-каюмари, или с новым видением
Отправив в рот кусочки пейота, я, честно говоря, ничего не ощутил и стал внимательно разглядывать кактус, в общем-то и на кактус не похожий. Он скорее напоминает молодой гриб дождевик защитного цвета со сморщенной шляпкой и увесистым корнем, которому приходится глубоко ввинчиваться в сухую почву пустыни. Чтобы вырезать гриб… прошу прощения, кактус из земли, нужно основательно поработать ножом. Нескольких кусков, поочередно проглоченных, должно, по идее, хватить для начинающего «пейотиста», видавшему же виды «кактусисту» не бывает достаточно и пяти штук…
Необходимая информация для будущих пейотистов:Священный кактус произрастает только в одном месте планеты, на священной земле уичолей, в пустыне Вирикута, штат Сан-Луис-Потоси. Его латинское название Fofora Williamsy дано по имени его первооткрывателя американца Джона Уильямса. Пейот, или по-уичольски «хикури», эффективное лечебное природное средство, панацея практически от всех болезней, от истерии до импотенции, а также сильный биостимулятор, источник энергии, духовной и половой потенции.
Противопоказания к его принятию: состояние алкогольного или наркотического опьянения, менструация. Во время приема пейота следует воздерживаться от всякого рода алкалоидов, а также от секса и еды.
Максимальная доза: 5-8 плодов пейота средней величины с перерывами в 15-30 минут между приемом каждого. Принимая пейот, следует тщательно пережевывать его мякоть, запивая небольшим количеством воды. Позыв рвоты необходимо сдерживать.
Посаженный в доме, живой пейот является хранителем и защитником домашнего очага. Его следует поместить в горшок с песком и поливать один раз в 15 дней.
До 1968 года пейот продавался в специализированных магазинах Мексики, а затем указом президента был запрещен к вывозу из штата Сан-Луис-Потоси как нелегальный наркотик и редкий, вымирающий вид лекарственных растений. Нарушение этого указа карается в стране тюремным заключением сроком от пяти до семи лет.
…Прошло несколько минут, и я стал замечать, что краски вокруг стали ярче. Зрение мое, далекое от совершенства, неожиданно как бы улучшилось. Горы, виднеющиеся вдали, немного приблизились и прояснились. Лица товарищей подобрели и разгладились. Сильно захотелось есть и говорить.
Я съел еще пару долек пейота… Нет, видений не было. Наверное, я все-таки недобрал необходимую для галлюцинирования дозу.
Возвращение было бодрым. После «кактусовой встряски» ноги сами несли нас к краю пустыни. Тяжелая аппаратура казалась невесомой, бутылки с водой легкими, как орлиные перья. Воздействие кактуса было, несомненно, положительным.
Пустыня Вирикута, столь настороженно встретившая нашу группу накануне, провожала нас во всем блеске своих красок, заигравших с утроенной силой от съеденных пейотов.
А совсем недалеко от города младший Аполлонио, опять же стоявший на подножке балансировавшего на краю пропасти джипа, закричал, что видит тамац-каюмари красного оленя.Никто не усомнился в его видении.
Происхождение вида и описание

Фото: Пятнистый олень
Для оленя-цветка (пятнистого оленя) отведено особенное место в семействе оленей. Это связано с тем, что он был на пороге депопуляции и поэтому занесен в красную книгу. Все из-за того что население восточных стран, преимущественно Китая и Тибета, высоко оценивали лечебные возможности препаратов, основой для изготовления которых стали неокостеневшие рога. Из рогов-пантов пятнистых оленей извлекали пантокрин, который оказывал благоприятное воздействие центральной нервной системы.
Стоимость рогов была весьма высока, именно поэтому увеличивалась охота на оленей-пантачей, а их популяция стремительно падала вниз. Такими темпами в начале ХХ столетия в СССР едва насчитывалось тысяча голов пятнистых оленей, а в некоторых областях Азии и вовсе данный вид исчез. На основе исследований, палеозоологи сделали вывод что родословная современных оленей уходит корнями в Южную Азию. Считается что пятнистые олени более древнего происхождения, этот факт подтверждает наличием простой структуры и формы рогов чем у благородных оленей.
Оматагуяси, или очищение от заклятий
Заповедник Нансияга, поздний вечер, подготовка к празднику очищения те-маскаль. В этот вечер окрестные селения отряжают сюда своих представителей на всю ночь. Дело нешуточное: в краю, где колдовские чары столь сильны, что влияют даже на работу кинооператоров, где невидимые стрелы шаманов так и летают в воздухе, необходимо получить мощную защиту от злых духов.
Церемония те-маскаль, говорит руководитель центра сеньор Карлос Санчес, проводится для очищения людей от вредоносного воздействия черных шаманов. Мы начинаем с востока. И Карлос поворачивается к сторону озера. Приветствуем ветры востока, влияющие на наше сознание. Карлос уже стоит лицом к лесу. Приветствуем ветры юга, несущие нам энергию, ветры запада, сообщающие нам силы, и ветры севера, дающие бодрость духа и тела. Оматагуяси! Слово благодарности богам и добрым духам за то, что они позволили провести этот обряд очищения. На языке индейцев хопи оно означает «спасибо».
Почему хопи, Карлос объяснить так и не смог. Каким образом индейское словечко перекочевало из Аризоны на берега Мексиканского залива, неизвестно…
Всех участников церемонии окуривают дымом эвкалипта, чтобы не дать возможность злым духам забраться в тело прямо во время обряда.Красивые девушки, участницы те-маскаля, впадают в некое экстатическое состояние то ли от дыма, курящегося вокруг них, то ли от завораживающих звуков раковины. Они начинают свое ритуальное движение по берегу озера, очищая по дороге все предметы камни, тропинки, хижины на сваях, фигурки божков и деревянный настил пристани… Вокруг все должно быть стерильно от злых чар. Готовится главное действо «чрево матери-земли», где участники должны провести время в полной темноте, наедине со своими мыслями и еще слушать своего учителя Карлоса. Входить в это каменное сооружение, пол которого выстлан циновками, можно только на четвереньках, а фотографировать вообще нельзя.
Когда жар от раскаленных камней, сложенных кучкой в центре, станет нестерпимым, участники обмажут себя целебной грязью. Желательно делать это не реже одного раза в неделю, чтобы в организм не забрались «чужие»…
Вот открываются двери, и очищенные выбираются наружу. Сейчас им предстоит омовение в кишащем крокодилами озере. Люди чувствуют внутреннюю свободу все злобные силы покинули их. Надо заметить, что ни одна рептилия не приблизилась к купающимся в озере людям.
Оматагуяси! Карлос объяснил, что между участниками обряда и пресмыкающимися, вообще-то не о кончающимися кротким нравом, заключено некое «негласное соглашение» о ненападении именно в эту ночь…

Галерея Edit
КО 1.jpg
КО 2.jpg
КО 3.jpg
КО 4.jpg
КО 5.jpg
КО 6.jpg
КО 7.jpg
КО 8.jpg
КО 9.jpg
КО 10.jpg
КО 11.jpg
КО 12.jpg
КО 13.jpg
КО 14.jpg
КО 15.jpg
КО 16.jpg
КО 17.jpg
КО 18.jpg
КО 19.jpg
КО 20.jpg
КО 21.jpg
КО 22.jpg
КО 23.jpg
КО 24.jpg
КО 25.jpg
КО 26.jpg
КО 27.jpg
КО 28.jpg
КО 29.jpg
КО 30.jpg
КО 31.jpg
КО 32.jpg
КО 33.jpg
КО 34.jpg
КО 35.jpg
КО 36.jpg
КО 37.jpg
КО 38.jpg
КО 39.jpg
КО 40.jpg
КО 41.jpg
КО 42.jpg
КО 43.jpg
КО 44.jpg
КО 45.jpg
КО 46.jpg
КО 47.jpg
КО 48.jpg
КО 49.jpg
КО 50.jpg
КО 51.jpg
КО 52.jpg
КО 53.jpg
КО 54.jpg
КО 55.jpg
КО 56.jpg
КО 57.jpg
КО 58.jpg
КО 59.jpg
КО 60.jpg
КО 61.jpg
КО 62.jpg
КО 63.jpg
КО 64.jpg
КО 65.jpg
КО 66.jpg
КО 67.jpg
КО 68.jpg
КО 69.jpg
КО 70.jpg
КО 71.jpg
КО 72.jpg
КО 73.jpg
КО 74.jpg
КО 75.jpg
КО 76.jpg
КО 77.jpg
КО 78.jpg
КО 79.jpg
КО 80.jpg
КО 81.jpg
КО 82.jpg
КО 83.jpg
КО 84.jpg
КО 85.jpg
КО 86.jpg
КО 87.jpg
КО 88.jpg
КО 89.jpg
КО 90.jpg
КО 91.jpg
КО 92.jpg
КО 93.jpg
КО 94.jpg
КО 95.jpg
КО 96.jpg
КО 97.jpg
КО 98.jpg
КО 99.jpg
КО 100.jpg
КО 101.jpg
КО 102.jpg
КО 103.jpg
КО 104.jpg
КО 105.jpg
КО 106.jpg
КО 107.jpg
КО 108.jpg
КО 109.jpg
КО 110.jpg
КО 111.jpg
КО 112.jpg
КО 113.jpg
КО 114.jpg
КО 115.jpg
КО 116.jpg
КО 117.jpg
КО 118.jpg
КО 119.jpg
КО 120.jpg
КО 121.jpg
КО 122.jpg
КО 123.jpg
КО 124.jpg
КО 125.jpg
КО 126.jpg
КО 127.jpg
КО 128.jpg
КО 129.jpg
КО 130.jpg
КО 131.jpg
КО 132.jpg
КО 133.jpg
КО 134.jpg
КО 135.jpg
КО 136.jpg
КО 137.jpg
КО 138.jpg
КО 139.jpg
КО 140.jpg
КО 141.jpg
КО 142.jpg
КО 143.jpg
КО 144.jpg
КО 145.jpg
КО 146.jpg
КО 147.jpg
КО 148.jpg
КО 149.jpg
КО 150.jpg
КО 151.jpg
КО 152.jpg
КО 153.jpg
КО 154.jpg
КО 155.jpg
КО 156.jpg
КО 157.jpg
КО 158.jpg
КО 159.jpg
КО 160.jpg
КО 161.jpg
КО 162.jpg
КО 163.jpg
КО 164.jpg
КО 165.jpg
КО 166.jpg
КО 167.jpg
КО 168.jpg
КО 169.jpg
КО 170.jpg
КО 171.jpg
КО 172.jpg
КО 173.jpg
КО 174.jpg
КО 175.jpg
КО 176.jpg
КО 177.jpg
КО 178.jpg
КО 179.jpg
КО 180.jpg
КО 181.jpg
КО 182.jpg
КО 183.jpg
КО 184.jpg
КО 185.jpg
КО 186.jpg
КО 187.jpg
КО 188.jpg
КО 189.jpg
КО 190.jpg
КО 191.jpg
КО 192.jpg
КО 193.jpg
КО 194.jpg
КО 195.jpg
КО 196.jpg
КО 197.jpg
КО 198.jpg
КО 199.jpg
КО 200.jpg
КО 201.jpg
КО 202.jpg
КО 203.jpg
КО 204.jpg
КО 205.jpg
КО 206.jpg
КО 207.jpg
КО 208.jpg
КО 209.jpg
КО 210.jpg
КО 211.jpg
КО 212.jpg
КО 213.jpg
КО 214.jpg
КО 215.jpg
КО 216.jpg
КО 217.jpg
КО 218.jpg
КО 219.jpg
КО 220.jpg
КО 221.jpg
КО 222.jpg
КО 223.jpg
КО 224.jpg
КО 225.jpg
КО 226.jpg
КО 227.jpg
КО 228.jpg
КО 229.jpg
КО 230.jpg
КО 231.jpg
КО 232.jpg
КО 233.jpg
КО 234.jpg
КО 235.jpg
КО 236.jpg
КО 237.jpg
КО 238.jpg
КО 239.jpg
КО 240.jpg
КО 241.jpg
КО 242.jpg
КО 243.jpg
КО 244.jpg
КО 245.jpg
Add a photo to this gallery
Веракрус, или в хижине черного шамана
Незадолго до поездки в штат Веракрус я побывал в Мехико в доме у известного знатока местных культов, писателя и общественного деятеля Виктора Бланко.
Он-то и посоветовал съездить в Нансиягу. Многие люди давно научились бороться с силами зла своими, идущими от прадедов, методами. Элвис Пресли, например, закрывался от сглаза и колдунов, которых очень не без оснований боялся, прикрывая сложенными руками нижнюю чакру, энергетическую точку, которую считал у себя наиболее уязвимой. В Веракрусе же черной магии противопоставляют магию белую, сочетаемую с терапевтическим воздействием целебных грязей, минеральных источников и окуриваний. Поезжайте; одно дело увидеть все это у меня дома, как в музее, и другое почувствовать на себе силу колдовства… И я поехал…
И вот Веракрус, район озера Катемако. Городок Сан-Андреас-де-Тускла. Заповедник Нансияга, край нехоженой сельвы и черных шаманов. Сеньор Хильберто Перейра, один из самых могущественных шаманов Веракруса, принимает меня на своей фазенде. Дон Хильберто встречает гостя в обычном для такого случая одеянии, чтобы последовательно провести обряд белой и черной магии.
Дон Хильберто предельно краток. В нашем штате работают более четырехсот шаманов, и большинство из них занимается черной магией. Воздух здесь буквально пронизан проклятиями, насылаемыми одними на других. Нужны сильные талисманы, чтобы защититься. Вы получите их.
Я не знал тогда, что наша экспедиционная видеокамера, до тех пор безупречно служившая долгие месяцы, давно уже не работает механическое повреждение. Видимо, задели обо что-то, продираясь сквозь сельву. Нет, она вроде бы снимала, но потом, уже в Мехико, начав просматривать кассеты, с ужасом обнаружили, что изображения нет одни цветные квадратики брак… Целый день съемки пошел насмарку. Не подозревая об этом, мы начали снимать обряды белой и черной магии сеньора Хильберто.
Каково же было наше изумление, когда, просматривая кассету, на которой были засняты оба обряда, мы увидели только одну «черную» церемонию! Камера снимала как ни в чем ни бывало! Будто и не было поломки. А от белой магии не осталось и следа. И мне пришлось возвращаться сюда и снимать еще раз, но только белую магию.
И еще одна странная деталь весь сеанс черной магии сопровождался каким-то странным гулом, будто исходившим из преисподней. Звукооператором он предусмотрен не был. Откуда он взялся до сих пор остается загадкой.
…Честно говоря, я не настаивал на проведении этого ритуала. Более того, был против. Ведь он связан с убийством человека, лик которого а проще, фотография помещен в куклу, с которой и манипулирует шаман. Но дон Хильберто сказал, что ему все равно надо проводить этот обряд именно сегодня, и ему, шаману, безразлично, будем снимать мы или нет.
Он не жалел ни самого несчастного, чем-то провинившегося перед высшим судом, ни его жену, призывая все возможные черные силы покарать их; он насылал на них и их родственников раннюю смерть, несчастья и болезни. Интересно, что в своих молитвах дон Хильберто использовал как католические, так и местные, индейские приемы вызова черных сил. Сам он, как выяснилось, не ведает различий между ними, ему все равно, кто ему помогает, ведь он обращается к этакому универсальному, всеобщему центру-распределителю черных сил.
Какая разница, во что верят люди, черные и светлые силы у всех одни и те же… только и пробормотал дон Хильберто в ответ на мою просьбу «прокомментировать» свои действия…
Хижина шамана наполняется духами, которые слетаются со всех сторон, они внемлют его призывам и устремляются по сторонам света искать свою жертву. Она где-то неподалеку, в соседней деревне.

Вирикута, или день под знаком пейота
Наутро, загрузившись в допотопный джип, мы тронулись в путь. Предстояло спуститься в пустыню не туннелем, а другой, более короткой дорогой. Дон Аполлонио уверил всех, что путешествие будет весьма приятным. По дороге, сидя на раскаленной металлической крыше вездехода, он пытался толковать мне зависимость между пейотом, оленем и кукурузой тремя участниками некоего космогонического действа, которое привело к созданию Страны уичолей. В незапамятные времена эти три персонажа сражались с хаосом и темнотой. Это учение, как сказал шаман, представляет собой совокупность откровений, выражаемых колдунами маракаме.Наш разговор неожиданно был прерван испуганными возгласами тех, кто сидел рядом с водителем.
Как оказалось, тот был не совсем в себе, Видимо, живя в краю пейотов, нельзя не подпасть под их чудодейственную силу. И водитель отдал им должное, с трудом вписываясь четырьмя колесами во все повороты дороги.Но дону Аполлонио и его сыну такие серпантины были привычны. Только раз они попросили остановиться возле источника, чтобы умыться, а затем старик снова занял место на крыше и продолжил рассказ. Я, стараясь не следить глазами за узкой полоской щебенки, что отделяла нас от пропасти, слушал рассказ уичоля о том, как боги открывают маракаме свои секреты. Но до сознания долетали только отдельные фразы: уж больно крутые виражи закладывал наш водитель.
Маракаме черпают силу из сновидений и состояния транса…Быть маракаме это одновременно большая честь и тяжелая обязанность… Чтобы преодолеть все препятствия, маракаме должен обладать силой и ловкостью… Используя всякие увертки, колдун создаст игру для посвященных… Упражнения, развивающие воображение, укрепляют характер и обостряют чувства… И во всем этом ему помогает пейот.Все время, что мы ехали, сын шамана, Аполлонио-младший, стоял на задней подножке джипа, готовый в любой момент спрыгнуть. Он оказался самым мудрым уичолем.
…И час, и два несемся по пыльной пустыне к одному лишь шаману известной точке на карте. Она, эта карта, существует только в голове у дона Аполлонио, поскольку ни на одном плане вы не найдете тайные плантации пейота, известные избранным.
Позади последний поселок. Слева и справа снова бескрайние дали с теми же кактусами и пальмочками юкка. Отпускаем джип до позднего вечера и, вытянувшись в цепочку, вползаем в пустыню. Жарко. Под ногами камни, колючки цепляют за одежду, доставая кожу.Шли около часа. Горы, опять замаячившие на горизонте, основательно приблизились. Наконец, шаман издал крик радости он нашел место! Все разбрелись на поиски своих пейотов. И вскоре каждый нашел свой кактус,Тем временем дон Аполлонио готовился к ритуалу и попутно разъяснял мне его предназначение.
Церемониальный календарь уичолей делится на две большие фазы, совпадающие со временем засухи зимой и весной и периодом дождей — летом и осенью. Ритуалы, проводимые в сухую пору, посвящены трем важнейшим богам: Отцу Солнцу, Дедушке Огню и Прадедушке Оленьему Хвосту.
Отец Солнце это источник всех жизненных сил, рассказывал шаман, разрезая кактусы, смахивая пыль орлиным пером и смачивая их водой. Он, в свою очередь, нуждается в энергии, чтобы преодолеть жизненные препятствия, поджидающие его но время ночных похождений. Поэтому он должен получать пищу и находиться под постоянным наблюдением.
Татевари, Дедушка Огонь, объединил предков и привел их в Вирикуту, землю пейота. На вершине холма Эль-Кемадо (Обожженного) он показал им вход в бездонный колодец, именно там предки попробовали пейот и воспели акт творения. И именно там земная поверхность совпадает с подземным миром и образует пятую сторону света.
Хорошо бы было найти эту особую переходную зону между двумя мирами, коль она находится где-то рядом. Я заикнулся об этом, но дедушка Аполлонио сразу же категорически отверг идею отправиться в другую реальность, сославшись на дела в этом мире.
Итак, церемониальный цикл периода засухи завершается праздником Хикури неирра, или Торжеством пейота. В это время приносятся в жертву кактусы и кровь оленя, которая удобрит землю. Индейцы призывают Отца Солнце и богинь воды, чтобы те договорились между собой. Таким образом начинает действовать некий космический механизм, который делает возможным переход от одного ритуального цикла к другому.
…Узкими горными тропами возвращаются уичоли в свои поселения, радостные от того, что сумели вручить богам свои дары и сами стали подарком, который обеспечит вечный ход времен.